Невская битва одно из сакральных событий русской истории. В ее честь князю Александру Ярославичу книжники XVI в. присвоили имя Невский, основываясь на умозрительном предположении, что победа в этом сражении должна была принести ему прижизненную славу. Но если отбросить идеологическую составляющую концепта «Александр Невский» и обратиться к источникам и фактам, то окажется, что Невская битва — событие не просто спорное и противоречивое, но и во многом мифологическое, как и сам образ святого благоверного князя, названного спустя три столетия Невским
1. Из трех древнейших летописей: Владимирской (Лаврентьевская летопись), Галицкой (Ипатьевская летопись) и Новгородской об этой битве сообщает только последняя. Но это свидетельство относится к следующему веку (1330 годы) и содержит фактические ошибки. Например, причисляет к шведскому (свейскому) войску муроман (норвежцев) которые в 1240 году не могли быть со шведами в союзе по причине войны между ними. Не могло в нем быть и финнов, как это утверждает летописец, т. к. они в это время подняли восстание против шведов.
Летописец сообщает о присутствии во вражеском войске князя и епископов, один из которых потом гибнет в схватке, так же как и шведский «воевода Спиридон». Но все семь шведских епископов пережили 1240 г., и ни один из видных представителей шведской аристократии, который мог бы носить звание «воеводы», не умер в 1240 г. Не говоря уже о том, что Спиридон — не характерное для скандинавов, но исконно русское имя. Согласно церковному Житию Александра Спиридоном звали не шведского воеводу, а новгородского владыку, благословившего Александра в Софийском соборе перед сражением.
2. В придворной летописи великого князя владимирского запись о Невской битве помещен не под 1240 годом, когда по словам летописца на Руси произошло всего два важных события: рождении у князя Ярослава Всеволодовича (отца Александра) дочери и взятии татарами Киева.
О битве на Неве рассказывается в сообщение от 1263 г., повествующем о смерти Александра. Но это уже не летописное свидетельство, а вставка из произведения другого жанра – церковного Жития. Историческим источником оно может быть признано только весьма условно, ибо повествует о чудесах с участием ангелов небесных и воинства божьего. Так, по Житию, в Невской битве ангелы небесные уничтожили шведов на другом берегу Ижоры, где новгородцев не было. Т. е. если принять это как достоверный исторический источник надо признать подлинность небесных ангелов и наличие у них боевых формирований, вмешивающихся в дела смертных, исключительно на стороне святого князя Александра.
3. Шведам о Невской битве ничего неизвестно. У них есть сообщение об основании крепости в устье Невы (Ландскрона) в 1300 году и ее падении после того как в результате эпидемии от ее гарнизона в живых осталось несколько человек, которые были убиты внезапно напавшими новгородцами под предводительством сына Александра — князя Андрея.
4. Действия шведов противоречат всем канонам военного дела. Они, вместо внезапного нападения, заранее предупреждают врага о своих планах. В место того чтобы нападать на Новгород или Ладогу (первый новгородский фортпост на их пути) они, отправив послов в Новгород, стоят на месте не менее недели, не ожидая ответного удара и не приняв мер к укреплению своего лагеря.
5. Ни Житие ни новгородская летопись не сообщают имя предводителя шведов. Ярл Биргер в 1240 году еще был одним из знатных воинов, но не ярлом, Его биография хорошо известна по шведским источникам. Среди его военных походов нет похода на Неву против Новгорода.
6. Не смотря на утверждение Жития о том, что Александр поставил шведскому предводителю отметку на челе все существующие изображения Ярла Биргера (в том числе монументальный памятник в Стокгольме, скульптурное надгробие в гробнице и т.д.) не изображают шрамов на его лице. Не обнаружено повреждений и в ходе проведенной реконструкции черепа ярла проведенной уже в этом веке.
7. Прозвище «Невский» за Александром Ярославичем официально закрепляется в «Слове похвальном благоверному великому князю Александру, иже Невский именуется, новому чудотворцу, в нем же и о чудесах его споведается», написанном по указанию митрополита Макария после собора 1547 г. В 1550 г. данная редакция вошла в состав «Великих Миней Четьих» (сборник биографий канонизированных церковью святых). С этого времени Александр Ярославич официально именуется «Невским».