Найти в Дзене
Krohinzon

Алтайский калейдоскоп. Степь Самаха, федеральная трасса Р 373, гейзерное озеро.

Часть первая.

Часть вторая.

Часть третья.

Часть четвёртая.

Сегодня не надо сворачивать лагерь. Сегодня не надо крутить гайки. Сегодня можно предаться ничегонеделанию. На форд с вечера не стали привязывать тент – он будет работать сегодня экскурсионным автобусом и такси.
Леонидыч, как всегда, варит утренний кофе. Лагерь просыпается неспешно. Временами накатывает лёгкая грусть – завтра нам сниматься и выдвигаться в обратную сторону. Уже послезавтра вечером наши новосибирцы должны быть дома. А два оставшихся экипажа ещё ждут дела в Горно-Алтайске.

-2

Заряжает проливной дождь. Аккурат в тот момент, когда я, Женя и Юля собрались ехать в Самаху. Дядьки смеются: «Давайте уже, катитесь». Мы выкатываемся. Мы катим по степи. В километре от нас над горами идёт ливень – косые полосы штрихуют серое небо и черные скалы. А у нас – сухо. Женя, как сумасшедшая, бегает с фотоаппаратом, Юля бродит в поисках нор сусликов. Или сурков? Нам не нужны ни те, ни другие. Говорят, они переносят бубонную чуму. Я, если честно, немного подустал от тарахтения дизеля. Мне вообще ничего не хочется делать: ни рулить, ни ходить, ни фотографировать.

-3
-4

Вечером самые чистоплотные отправляются в баню. Грязнули предпочитают принять душ в кабинке, совсем отмороженные принимают ванну в Аргуте.

-5

Вечер в компании друзей, объединенных общими воспоминаниями, интересами и планами, душевен.
Утро. Сборы. Прощание с рекой, пляжем и горами. Проскакивают Беляши, погранпост у деревни. Мы снова едем вдоль Джазатора. Грейдер вытрясает из тебя душу. Чтобы хоть что-то видеть и не глотать пыль ты отпускаешь впередиидущего далеко вперёд. Тормозим у впадения Джумалы в Джазатор – Леонидыч безумно любит это место. Здесь Джумалы на удивление маловодная. Мы-то прекрасно помним, как в 2013 году чуть выше по течению она сбивала нас с ног. Тогда брод через неё дался нам тяжелее брода через Джазатор.
Кош-Агач. Рынок, магазины, кафе. Там мы узнаём, что наши дела переносятся с понедельника, как минимум, на вторник. Причём, мы должны быть на связи. Знай мы тогда, что в Горно-Алтайске нам надо будет быть вообще только в среду, мы бы прыгнули с Кату-Ярыка и провели последние дни в долине Чулышмана. Решаем потихоньку двигаться на выход.
По дороге заезжаем на гейзерное озеро. Голова пошла кругом от обилия людей – одичали мы изрядно.

-6

Под вечер мы добираемся до места впадения Чуи в Катунь. Помните, со смотровой площадки, как на ладони, виден выступающий язык противоположного берега? Там растут деревья, стоят палатки – выглядит симпатично – нам туда. Проезжаем по новому мосту через Чую, поднимаемся по новой, но уже аварийной дороге наверх. А там Леонидыч резко поворачивает направо и останавливается перед прижимом. Дорога вырублена в горе. Невысокая и неширокая. А внизу – Катунь. Там, конечно, все ездят, но, видимо, мы ещё не настолько свыклись с тем, что это норма. Леонидыч нас утешил: он сам первые разы дико боялся этого прижима, но когда увидел, как по нему проезжает газон, страх как рукой сняло. Выбрались мы, наконец, на эту поляну. На Алтае ж как – вся земля кому-то принадлежит. И хозяева земли снимают с туристов деньги за постой. Справедливо? Справедливо. Вот, сейчас с нас взяли по 500 рублей с машины. Место красивое, но очень бойкое, народу – тьма тьмущая. Ставим лагерь, тент натягиваем, потому, как дождь льёт. Кто-то бросает вопрос: «А где здесь туалет?» Ну, как бы неудобно – кругом стоянки, люди, кустов нет. В итоге выясняем, что вон та чёрная тряпица, натянутая с трёх сторон на четыре шеста и прикрывающая человека по пояс – это и есть туалет. Вот! Пятьсот рублей с машины! Но, посидели-то за столом мы хорошо.

-7

А утром нам надо прощаться с Димой и Юлей. Эх, жалко. Увидимся, конечно, и поедем ещё куда-то, но только когда? Выезжаем по прижиму: им налево, на Чуйский тракт, а нам – направо. Леонидыч сказал: «У вас есть время, поезжайте, посмотрите на впадение Аргута в Катунь». Действительно, давненько мы не виделись с Аргутом, заскучали.

-8

Мы едем по очень живописной дороге вдоль Катуни к деревне Инегень. Уходим за деревню. Километров через десять дорога обрывается на берегу реки. Между тем, атласы и гармин утверждают, что дорога продолжается дальше. И называется она, ни много ни мало, Р 373 – Федеральная дорога Иня — Инегень – Тюнгур. Вот такая вот загогулина получается: дорога-то, вроде, и есть, а в то же время, дороги как бы и нет. Есть конно-пешая тропа. Мотоциклисты её одолевают, и это у них считается маршрутом пятой категории сложности.

-9

Что самое поразительное, в 2006 году новосибирский клуб OFF ROAD MASTER прошёл по этому маршруту на машинах.
Ну, что ж, глушим движки, спешиваемся. Тропа очень красива. В Катуни местами лежат огромные валуны и разбивают её воды. Отчего же она всё-таки в этом году такая мутная? Справа интересных цветов, фактур и форм скалы.

-10

-11

Впадение Аргута видно почти от самого начала тропы. Чем ближе мы к этому месту, тем отчётливее видно, что течение реки разделено пополам вдоль, то есть дальняя от нас половина реки бежево-мутная, а ближняя – бирюзовая. Подходим, так и есть – грязнуля-Аргут впадает в Катунь и мутит воду. Выше этого места Катунь такая, какой мы её помним – бирюзовая. Сидим на мосту, построенном новосибирцами — втыкаем.

-12
-13
-14

Женя в какой-то момент прошла чуть дальше. Вдруг слышим: кричит. Бегу к ней. Оказывается, она страшно напугана стаей волков. Пригляделись: три жалкие, трусливые собачонки бегут мимо.
Машины мы бросили не совсем удачно – от тропы нам надо подниматься к ним в крутую гору. Опять мне выпала возможность проклясть свой неправедный образ жизни. Странное дело, лезешь ты в гору, пот с тебя в три ручья льётся, дыхание сбито. Тяжело идти: камни-ступени, кусты царапают ноги и вдруг, у тебя под ногами… коровья лепёшка! Вот как?! Как сюда забралась корова?! А главное, зачем?

-15
-16
-17

Ну, теперь, кажется, всё. Мы выбираемся обратно на Чуйский. Завтра нам надо быть в Горном. Телефонный звонок. Нет, не надо нам быть завтра в Горном. У нас ещё один день. Мы ставим лагерь очень рано на берегу Большого Яломана на базе «У бабы Лены». Спешить нам решительно некуда. Без новосибирского экипажа чувствуем себя какими-то одинокими.

Чем бы занять нам оставшиеся полтора дня? Медленно катим по тракту. Разбиваем лагерь рано. Матрасничаем. В последний день решаем заскочить в Чемал – глянуть одним глазком. Здесь как будто кто-то за ноги схватил нас и сдёрнул с небес на землю: толпы, аттракционы, музыка, сувениры, очереди. Брррр.
На этом алтайская часть нашего путешествия заканчивается. Последние два дня получились смазанными, но это не наша вина. Да, и не вина это ничья вовсе – так сложилось.

-18

Алтай большой, Алтай разный. Прелесть Алтая в том, что многие его места доступны на обычной легковой машине. Для меня же его прелесть в том, что многие его места недоступны на обычной машине.
Я очень завидую жителям Новосибирска: прыгнул в машину, день – и ты там.

-19

Я очень рад, что в поисках полезных ископаемых Алтай не изуродовали так, как Урал или Хибины. Я очень надеюсь, что газпром так и не договорится с китайцами, и никакой «силы Сибири» не будет.
Правда, есть ощущение, что гостиничный бизнес победит бизнес извозный, и вскоре на Мультинских озёрах появится гостиница и приличная дорога к ней. Ну, а почему нет. Отброшу свой эгоизм. Пусть люди наслаждаются отдыхом там. Я найду себе глухие места.