Найти тему
jindomino

Топ-10 фильмов Клинта Иствуда

Оглавление

10. Сыграй мне перед смертью (1971)

На заре карьеры постановщика, источниками вдохновения для Иствуда стали два выдающихся режиссёра: Серджио Леоне и Дон Сигел. Он адаптировал детальное построение и глубину кадра — технику, которую Леоне отрабатывал в своих фильмах, в частности вестернах. Но когда работа требовала быстроты и решительности, он имитировал эффективный подход Сигела: концентрировался на базовых потребностях конкретной сцены. Всё это хорошо прослеживается в режиссёрском дебюте Иствуда, где на каждую сцену приходилось всего два-три дубля, что добавило этому великолепному триллеру непредсказуемости и напряжённости. «Сыграй мне перед смертью» рассказывает о безумной женщине (Джессика Уолтер), чьё увлечение местным радио-диджеем (Клинт Иствуд) начинает переходить все разумные рамки. Вероятно, именно этот фильм проложил дорогу «Одинокой белой женщине» и другим лентам о безумной подружке/бойфренде/соседке из 90-х.

-2

9. Совершенный мир (1993)

Сам по себе сценарий Джона Ли Хэнкока выглядит довольно блекло: опытный преступник Бутч (Кевин Костнер) сбегает из тюрьмы и на пути к границе берёт в заложники Филиппа (Ти Джей Лоутер) — меланхоличного паренька, не знающего простых радостей жизни ввиду своего детства в семье свидетелей Иеговы. Далее история развивается, как по нотам: Бутч и Филипп становятся друзьями; Бутч учит Филиппа жизни; детская невинность Филиппа помогает Бутчу встать на путь истинный; их настигает полиция, начинается перестрелка… «Совершенный мир» отличает деликатное, практически ностальгическое использование Иствудом сельских пейзажей Техаса, на фоне которых развиваются отношения Костнера и мальчика. Любопытно, что Костнер, находившийся в тот момент на пике карьеры, до этого момента играл исключительно хороших парней. Роль антигероя была для него большим риском, ведь играть пришлось жесткого, мрачного персонажа, которому поневоле приходится стать неидеальным, но столь необходимым отцом для мальчика.

-3

8. Бродяга высокогорных равнин (1973)

Если закрыть глаза на отвратительную (и совершенно не важную для сюжета) сцену изнасилования, «Бродягу высокогорных равнин» можно считать уникальным фильмом, раздвинувшим жанровые рамки. Старомодный на первый взгляд вестерн на деле оказывается мистическим триллером. Со своей первой попыткой в жанре, некогда сделавшим его мегазвездой, Иствуд решил не осторожничать — и не прогадал. Здешняя завязка типична для фильмов Леоне о Человеке без имени: бродячий незнакомец, способный умело и зрелищно убивать (Клинт Иствуд), приезжает в уездный городок, который он впоследствии методично зачищает от кровожадных преступников. Выглядит довольно пресно, пока не появляются те самые сверхъестественные нотки. Напряжение нарастает, и фильм превращается в настоящую притчу о божественном возмездии.

-4

7. Джоси Уэйлс – человек вне закона (1976)

Если есть настроение для классического вестерна, сочетающего в себе чёрный юмор Леоне и крепко сбитое приключение в духе Джона Форда, то стоит обратить свое внимание на «Джоси Уэйлса». Во время производства этого фильма Иствуд почувствовал, что популярность вестернов начала угасать, поэтому решил сочинить для жанра своего рода лебединую песнь. Звучит не очень, но на выходе получился эпический представитель жанра, который редко теряет внимание зрителя, в частности, благодаря сильному акценту на повествовательном элементе — приёму, который Иствуд унаследовал от Дона Сигела. Сам Иствуд, разумеется, баснословно крут в главной роли, однако настоящее сокровище фильма — суровый напарник героя в исполнении великолепного вождя Дэна Джорджа. (Невероятную харизму Джорджа так же можно увидеть в фильме «Маленький большой человек»).

-5

6. Мосты округа Мэдисон (1995)

Иствуд прославился историями, ориентированными на мужскую аудиторию, из которых так и прёт мачизм. Однако есть у Клинта и нежная сторона, к которой он, возможно, когда-нибудь вернётся. Его третьей режиссёрской работой стала недооценённая «Бризи» — на удивление беспристрастная мелодрама об отношениях юной хиппи и мужчины средних лет. Спустя десятилетия Иствуд вновь попробовал себя в жанре мелодрамы. Ей стала экранизация популярного бестселлера Роберта Джеймса Уоллера об одинокой замужней женщине (Мэрил Стрип), влюбившейся в красавца-фотографа (Клинт Иствуд). Сможет ли она расстаться с привычной для себя жизнью, забыть об ответственности и сбежать с фотографом, или уже слишком поздно? Делая акцент на понятных каждому зрителю чувствах, Иствуд выходит за рамки слезливой мелодрамы, не в последнюю очередь благодаря великолепным главным героям и сильной актёрской игре.

-6

5. Гран Торино (2008)

Иствуд никогда не стеснялся своих республиканских взглядов, но в своих фильмах всегда старался придерживаться более позитивных консервативных идеалов — личной ответственности, нетерпимости к насилию, защите собственности. «Гран Торино» — жестокая, но вызывающая сочувствие драма об одиноком старике-расисте из Детройта (последняя великая роль Иствуда), который знакомится с семьёй Хмонгов и бросает последние силы на их защиту от бандитских группировок. Это один из фильмов Иствуда, который склоняется в «хорошую» сторону его идеологического спектра. Персонажа из «Гран Торино» во многом следует рассматривать, как продолжение Гарри Каллахана: брюзжащий одинокий старикан с душой героя Дикого Запада. В пику жестоким тенденциям Каллахана, который сначала стрелял, а уже потом задавал вопросы, Иствуд приводит «Гран Торино» к удивительно мирной развязке.

-7

4. Таинственная река (2003)

«Таинственная река» начинается как триллер о таинственном и внезапном убийстве дочери местного мафиозного босса (Шон Пенн с одним из самых драматичных монологов 2000-х). Махинации с жанровой принадлежностью картины — лишь вишенка на этом торте. Это мрачная и отрезвляющая драма о том, как время озлобляет нас, а паранойя и отчаяние превращают в монстров. Отношения трёх друзей детства (Шон Пенн, Тим Роббинс, Кевин Бейкон), которые служат основой адаптации романа Денниса Лихэйна, достигают своего апогея, когда персонаж Пенна начинает подозревать одного из своих приятелей. Ситуацию усугубляет жестокий выбор, который им пришлось сделать в детстве. На протяжении всей сюжетной линии Иствуду удаётся сохранять ровный тон повествования, не вмешиваясь в игру трёх главных героев, компанию которым составила великолепная Марша Гей Харден.

-8

3. Малышка на миллион (2004)

Споры о «Малышке на миллион» начались сразу же после того, как она стала лауреатом премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм». За что именно дали статуэтку? За противоречивую концовку? За слащавость и манипуляцию чувствами зрителей? Тем не менее, даже спустя 15 лет после своего выхода на экраны, «Малышка» остаётся Мелодрамой с большой буквы, совершенно не стесняясь своей жанровой принадлежности. Фильм затрагивает мрачные, неудобные темы, рассказывая историю женщины-боксёра (Хилари Суонк) на её пути к успеху под началом вечно недовольного тренера (Клинт Иствуд). Связь двух персонажей делает фильм по-настоящему незабываемым, а когда страсти максимально накаляются, Иствуд мастерски наносит сокрушительный удар под дых.

-9

2. Письма с Иводзимы (2006)

Заработав свой второй «Оскар», Иствуд решил объединиться с другим легендарным голливудским режиссёром — Стивеном Сплибергом. Вместе они создали фильм-посвящение солдатам Второй мировой войны, рассказав историю последствий сражения за Иводзиму. Идея Иствуда показать данный конфликт с обратной стороны вылилась в одну из лучших работ не только в его карьере, но и в жанре японских фильмов о войне. Иствуд умышленно избегает политического подтекста, показывая конфликт через призму человеческой жертвы: храбрые патриоты превращаются в орудия смерти, а трусы и «кровоточащие сердца» находят милосердие и красоту в хаосе войны. Удивительно, что столь проницательный и вдумчивый шедевр вышел из-под пера человека, который восемь лет спустя снял «Американского снайпера».

-10

1. Непрощённый (1992)

Два лучших вестерна всех времён — «Хороший, плохой, злой» и «Непрощённый» — являются полной противоположностью друг друга, находясь на разных концах тонального и тематического спектра. Величайшее достижение Иствуда-актёра и бесспорный шедевр режиссёра Серджио Леоне является беззастенчивой, безумной, практически оперной романтизацией вестерна. С другой стороны, «Непрощённый» — величайшее достижение Иствуда-режиссёра — становится эпилогом его карьеры в жанре вестерна. Вся романтика здесь намеренно оставлена за кадром. Это брутальный взгляд на то, как жизнь, построенная на насилии, может закончиться только насилием. Это бессмысленное, мучительное существование. Вместо полюбившегося зрителю морально отстранённого стрелка, Иствуд предстаёт в роли сломленного человека, вернувшегося к убийствам якобы ради денег. Сам же герой с горечью осознаёт, что единственное, что он умеет — это напиваться и убивать других людей. Идеально поданный сценарий Дэвида Уэбба Пипла являет миру тёмную сторону иствудского Человека без имени, а Иствуд-режиссёр в свою очередь создаёт настоящий манифест против насилия, иллюстрировать который помогают Морган Фриман и Джин Хэкман.

-11