Как подсказать дорогому человеку, что он, возможно, сбился с пути? Как при этом сделать это максимально корректно и с минимальными негативными эмоциями для него? Разбираемся вместе.
1. Критике — нет, обратной связи — да
Не стоит начинать высказывать собственное мнение с негатива. Мало кто будет готов воспринимать дальнейшие (возможно весьма дельные советы) после волны критики. Человеческая психика устроена таким образом, что после негативных эмоций она закрывает восприятие информации. Лучше выскажитесь сначала о положительных моментах, и лишь затем постепенно переходите к тому, что вы бы сделали иначе.
2. Холодный разум
Если же критики не избежать, постарайтесь не окрашивать ее эмоционально. С максимально ровными интонациями и спокойно голосом скажите о том, что вас не устраивает. Иначе велик риск перевести разговор в конфликт.
3. Доброжелательность
Постарайтесь держаться доброжелательно и говорить в спокойных и располагающих интонациях. Так ваш собеседник с бОльшей вероятностью прислушается к словам. Стоит ли говорить, что никаких обвинений и категоричности в разговоре использовать нельзя: вместо «ты вечно делаешь неправильно» скажите «я бы на твоем месте поступил иначе, и это привело бы к положительному результату, поскольку...». Старайтесь максимально аргументировать свои доводы.
Вместо «ты вечно делаешь неправильно» скажите «я бы на твоем месте поступил иначе, и это привело бы к положительному результату, поскольку...»
4. Сравнениям — нет, рекомендациям — да
Сравнения с кем бы то ни было (особенно более сильным оппонентом), несомненно, подрывают в вашем собеседнике веру в себя. Вместо того, чтобы приводить, как вам кажется, мотивирующие примеры, лучше постройте фразу как предложение чьего-то успешного опыта. Согласитесь, что «от подруги, которая занималась тем же, что и ты, я слышала, что эта схема не работает, а работает другая» звучит гораздо лучше, чем «а моя подруга, которая хоть и младше тебя, точно с такой же задачей справилась на раз-два».
5. Оценивать не человека, а поступок
Человек — это не его поступки, и уж тем более не его ошибки. Согласитесь, что с этой позиции «ты такая невнимательная, вечно ошибаешься» звучит куда хуже фразы «в твоем докладе много неточностей».
Подумайте, каково вам было бы слышать нелестные отзывы о проделанной работе, на которую вы, между прочим, потратили много времени? То-то же.
6. Не принижай чужие достижения
Прежде, чем затевать критикующий разговор, попробуйте поставить себя на место вашего собеседника. Для начала определите, насколько полезной, уместной и нужной для него в данной ситуации окажется ваша критика? Может, лучше повременить с ней? Затем подумайте, каково вам было бы слышать нелестные отзывы о проделанной работе, на которую вы, между прочим, потратили много времени? То-то же. Такой простой, на первый взгляд, прием, поможет стать значительно добрее и учтивее к собеседнику.
Подписывайтесь на канал, ставьте «класс», если мнение близких для вас на первом месте!