Найти тему
Охотник за Мечтой

Экопоселение: идеология, инстинкты и ошибки планирования.

Оглавление

Этология — наука об инстинктах, даёт нам возможность по-новому взглянуть на феномен экопоселений. Почему возникает тяга человека к земле, и как город воспитывает мизантропию? Какие ошибки совершает человек, желая вырваться из удушливых объятий города? Очередной годовщине Перуновой Слободы посвящается…

Солнечное место

Перуновой Слободе исполнилось семь лет. Не могу точно сказать, почему я остановил свой выбор именно на этом месте. Помню, как с Ксенией мы объездили на велосипедах почти весь район, присматривая место для своего гнезда, и, всё-таки, выбор был во многом иррационален.

За эти семь лет я не устал восхищаться красотой местных ландшафтов. И уже привык к восхищённым возгласам гостей. Местность, действительно, поражает воображение. Изобилует «местами силы». Но вот что удивительно: в этих холмах, поросших редколесьем нет ничего необычного. Просто лес, просто поля, река, пруд, родники… И я, перебирая крышу старой бани, замираю в магическом оцепенении: «Солнечное место…» Пожалуй, так же гипнотизирует человека пламя костра: привычная вещь, а оторваться невозможно.

Разгадку этой тайны я нашёл лишь в прошлом году, знакомясь с этологией. Ландшафты Перуновой Слободы очень точно воспроизводят прародину человечества: лесостепь, изрезанная оврагами, изобилующая водой, дичью и тенью. Достаточно открытая, чтобы видеть, достаточно поросшая, чтобы укрыть.Куда бы ни пришёл человек, он старался подспудно воспроизвести родные для него пейзажи: чащи проредить, степи засадить. А здесь уже всё готово… Солнечное место.

-2

Назад в будущее

Почему ещё лет двадцать-тридцать назад люди стремились в город? Потому что жили, в основном, в деревне. Теперь наблюдается обратная тенденция. Люди пресытились городом, он обманул их ожидания. Создана целая идеология экопоселений, вдохновляющая тысячи людей на тотальное изменение своего образа жизни.

Однако всякая идеология  — лишь девиз, оглашающий внутренние потребности самого человека. А они всегда опираются на зов природы. Сегодня люди пытаются создать будущее, перекликающееся с далёким прошлым. Мы ищем свою зону комфорта — землю предков. 

Чем подкупает город? Тёплым сортиром, горячей водой и поп-корном в кинотеатре. Возможностью одеть новые шмотки, чтоб прошвырнуться вечером по бульвару. Возможностью хотя бы частично приобщиться к жизни «как в телевизоре». Потому что там нам показывают, как живут люди, и как мы должны жить. Но мы перестали в это верить. Теперь мы знаем, что богатые люди живут в пригороде, в коттеджных посёлках, окружают себя зеленью частных лесов. А нищим остаются норы многоэтажек, где каждый день «доброе утро!» тебе говорит канализационная труба. 

 В моей деревне в прошлом году умерла бабушка, не дотянув пару месяцев до 100-летнего юбилея. За семь лет жизни здесь не помню, чтобы к ней приезжали врачи. Крепкая была бабушка. А в городе нет долгожителей. Старятся здесь быстро, утопая в «бермудском треугольнике» из телевизора, холодильника и дивана.

 Мы тянемся к земле, желая вновь обрести первобытную свободу, достоинство свободного охотника.

-3

Угрозы каменных джунглей

Вспоминаю забавную версию Тунгусского феномена: куча комаров собралась над тайгой и… взорвалась. Город представляет собой такое же сборище комаров: пищат, лезут по головам, готовы взорваться в любой момент. Мизантропия — болезнь городская. Сюда едут одержимые золотой лихорадкой, надеясь продать себя подороже. И город с чавканьем съедает их жизнь, поглощает суетой и погоней за миражами. 

Психика человека не успела существенно эволюционировать за последние 40 тысяч лет. Мы носим в черепной коробке мозг, адаптированный к жизни в маленьких близкородственных коллективах, к кругу «своих». Наша психика создавалась в тех условиях, когда чужак воспринимался как пищевой ресурс, которому следовало отрезать уши на холодец. Теперь же мы окружены чужаками. Мы видим их в окно, они толкают нас в давке каждый «час-пик», мы чувствуем их дыхание, стоя в очередях, и бессознательное шепчет нам в мозг: «Угроза, угроза, угроза…» Напряжение растёт и… Мы идём его сбрасывать, пускаясь во все тяжкие. Каждый уик-енд.

Идея экопоселения так привлекательна для многих людей, потому что она показывает путь возвращения в естественную среду обитания. Показывает дорогу к «своему племени» — племени единомышленников, позволяя изолировать себя от раздражающего присутствия чужих. Это идея о том, что возможно своими руками организовать пространство здоровья и свободы, где нет места алкоголю, наркоте, преступности, а родители могут спокойно отпускать детей на улицу.

И нет таких, кого бы эта мысль не подкупила своей чистой наивностью. Ведь даже ортодоксальный матёрый горожанин едет отдыхать на природу. Потому что тёплый сортир греет задницу, а Мать-Природа — сердце.

-4

Экопоселение:  главные ошибки

За моими плечами опыт социального строительства: создание коллектива и коллективных проектов. Я создавал Слободу с другими участниками «Стрел Перуна» и знаю многих, кто делал то же в других местах. Мой опыт позволяет выделить несколько крупных ошибок, которые допускают люди, пытающиеся осесть на земле.

  • Самая главная ошибка — «Хорошо иметь домик в деревне». Нельзя знакомиться с жизнью в деревне по книжкам Мегре. Деревня — это физический труд, кучи говна и грязи, и снова физический труд. Если вы никогда не держали в руках молотка и лопаты, если вас пугает перспектива каждый день махать топором, вилами, граблями, лежать под трактором, таскать воду, пропалывать, пилить, снова махать, а потом ещё и бегать, если вам каждый день нужна ванна, кофе и чистая пижама, то подумайте: может, просто остановимся на книжках Мегре?
  • Чтобы жить в деревне, надо УМЕТЬ жить в деревне. Одна моя добрая знакомая решила постричь барана. Поставила перед ним мешок гречки, чтобы он не рыпался. И он не рыпался, он жрал. А она стригла. После стрижки баран сдох от вздутия живота. А моя добрая знакомая теперь живёт в городе. Чтобы жить в деревне, нужно понимать законы жанра. Рядом должен быть опытный человек, способный дать совет.
  • Подыскивая место для своего гнезда, избегайте глуши. Глушь — это романтично. Но строительство требует соответствующих условий, и, в первую очередь, электричества. Я знаю человека, который смог прекрасно освоиться в глуши без всякого «лепестричества» и прочих благ цивилизации. Но этот человек — Мастер. Не надо себе льстить.
  • Если вы планируете коллективный проект, то во главе проекта должен стоять человек с опытом руководителя. Не на уровне руководителя кружка самодеятельности, а на уровне председателя колхоза. Желательно — состоявшийся бизнесмен. В противном случае взаимопонимание в коллективе может быстро иссякнуть.
  • Источник существования. Прежде чем переезжать в деревню, создайте бизнес. Именно так, а не наоборот. Иначе, придётся мотаться в город на заработки.

А вообще, прежде чем чего-то планировать — поживите в деревне пару месяцев, приценитесь к этому образу жизни, а потом уже принимайте решение.

Рудияр

Мой блог ВК

Статьи по теме:

Как цивилизация изменила наше отношение к здоровью?
Общество потребления: экономика для самоубийц
Славянская община: проблемы социального строительства