Найти тему
Ретроспектива PRO

Долгое плавание Ивана Крузенштерна. Часть II

Начало Часть I

После вступления на престол императора Александра I произошла смена морского министра и главы коммерц-коллегии.

Император Александр Первый
Император Александр Первый

Новый морской министр заинтересовался проектами Крузенштерна. Один из учредителей и первых директоров Российско-Американской компании и обер-прокурор Сената камергер Николай Петрович Резанов также был заинтересован соображениями молодого капитан-лейтенанта, понимая, что кроме повышения престижности компании в мире, этот проект позволил бы решить проблему снабжения факторий в русской Америке.

Н.П.Резанов
Н.П.Резанов

Пушнина и древесина, китовый ус и моржовые клыки продавались компанией по всему миру, кроме Японии. Только в 1782 году от японцев пришло разрешение русскому кораблю на посещение Нагасаки с целью проведения переговоров. Именно Резанов обратился с ходатайством утвердить проекты Крузенштерна. И при поддержке, и с разрешения Александра I в июле 1802 года началась подготовка к кругосветному плаванию двух кораблей. Официальной же целью экспедиции была объявлена доставка в Нагасаки посольства во главе с Н.П.Резановым, назначенного послом России в Японии.

Руководителем экспедиции назначался Крузенштерн, его помощником – командир второго корабля Юрий Федорович Лисянский. Крузенштерн ему полностью доверял. В свое время они много лет провели, бороздя моря, в английском флоте.

Ю.Ф.Лисянский и И.Ф.Крузенштерн
Ю.Ф.Лисянский и И.Ф.Крузенштерн

В Англию и был направлен Морским министерством Лисянский для приобретения судов. Ему удалось купить два шлюпа, 450 и 370 тонн водоизмещением. Более крупный назвали «Надежда», а второй – «Нева».

Шлюпы "Надежда" и "Нева"
Шлюпы "Надежда" и "Нева"

Был объявлен набор добровольцев среди матросов и офицеров для участия в экспедиции, коих оказалось очень много.

Маршрут был разработан подробно: он пролегал через Балтийское и Северное море, пересекал Атлантический океан, огибал Южную Америку и вел к Гавайским островам. Далее шлюп «Нева» должен был отправляться на остров Кадьяк, расположенный у южного побережья Аляски, к главному офису Российско-Американской компании и, забрав там груз пушнины, доставить его в Кантон. «Надежда» должна была идти в Японию, для доставки русского посольства, а после – на Камчатку, также за пушниной.

Шлюпы вышли из Кронштадта 26 июля 1803 году. В Англии пришлось сделать долгую остановку, до 5 октября – шлюпы текли и пришлось проконопатить подводную часть обоих судов. 14 ноября русские корабли пересекли экватор. Это было важное событие: впервые русские корабли оказались в Южном полушарии Земли. Плавание сопровождали длительные шторма и шлюп «Нева» получил повреждения: фок и грот мачты дали трещины. Для их замены суда встали у бразильского острова св.Екатерины, где в ремонте провели пять недель. В конце января оба шлюпа продолжили плавание. Впереди их ждал знаменитый недоброй славой мыс Горн, к которому они должны были подойти в феврале, самом опасном для плавания, месяце. Так произошло. Когда 14 февраля корабли подошли к Огненной Земле разразился шторм, который начал стихать только 17 февраля.

Мыс Горн
Мыс Горн

Только 20-го февраля мыс Горн остался за кормой. Не успели измученные экипажи отдохнуть, как погода опять изменилась: высокая крутая волна и полоса густого тумана привела к тому, что корабли до 29 апреля потеряли друг друга.

Встреча произошла на одном из Вашингтоновых островов (Северные Маркизы), где корабли прошли необходимый ремонт, а Крузенштерн собрал интереснейшие сведения – этнографические и географические, - и нанес на карту неизвестные до того острова: Нука-Хива, Уагуга, Уапоа и другие.

Через неделю корабли взяли курс на Камчатку и 13 мая вновь был пересечен экватор в сторону северного полушария. Впереди по курсу лежали Гавайи, мимо которых должны были пройти корабли.

После почти годового плавания (26 июля 1803г. – 3 июля 1804г.) «Надежда» прибыла в Петропавловск-Камчатский.

Петропавловск-Камчатский, Гравюра XIX в.
Петропавловск-Камчатский, Гравюра XIX в.

Оснастка корабля требовала ремонта, да и провиант был на исходе. Пушнина и остальные грузы для Российско-Американской компании выгрузили, приняли на борт балласт, загрузились провиантом и 26 августа шлюп был готов к переходу в Японию.

Но это уже другая история…

Начало Часть I

-7