Найти в Дзене
Mankind

Alone In The Dark

(1992-2008) Серия видеоигр, сформировавшая облик жанра survival horror, вдохновлённая произведениями Говарда Лавкрафта и Эдгара По

Первая часть игры была разработана французской компанией Infogames в 1992 году. Действие Alone In The Dark происходило в 20-е годы XX века в Луизиане, в заброшенном поместье, которое некогда принадлежало художнику Джереми Хартвуду. Игрок брал на себя роль одного из двух персонажей: частного сыщика Эдварда Карнби или Эмили Хатрвуд, племянницы художника. Как и положено по жанру, поместье скрывало в себе страшные тайны и древние ужасы — в процессе игроку предстояло столкнуться с ожившими мертвецами, демонами, множеством ловушек и головоломок.

Именно первая Alone In The Dark сформировала облик жанра survival horror — кинематографичная фиксированная камера, которая меняла своё положение в каждой комнате, ограниченный боезапас, уязвимость главного героя и неудобное управление: перемещение персонажа было привязано не к точке обзора, а к самому герою, поэтому порой пробежка по комнатам превращалась в отдельное испытание. По сути, Alone In The Dark, как и последующие представители жанра (например, ранние игры серии Resident Evil), представляла собой квест с монстрами и перестрелками — в поместье надо было собирать предметы, решать загадки и выполнять другие привычные для квестов действия. 

так выглядела оригинальная Alone In The Dark, самая страшная игра 1992 года
так выглядела оригинальная Alone In The Dark, самая страшная игра 1992 года

Кстати, именно в Alone In The Dark была использована технология, которую позже на 100% реализуют в «Обители Зла»: все помещения представляли собой заранее нарисованные плоские изображения, поверх которых накладывались 3D-модели героя, монстров и отдельных объектов. И хотя в 1999 году первая часть Silent Hill перевела жанр в полное 3D, серия Alone In The Dark сохраняла верность традициям и рисованным «задникам».

Две последующие части Alone In The Dark, вышедшие в 1993 и 1994 годах, оказались не столь успешны: ещё в сиквеле наметилось смещение баланса от головоломок к перестрелкам, что в совокупности с неудобным управлением не очень хорошо сказалось на игровом процессе. К тому же, в их сюжете оказалось намного меньше Лавкрафта и По и намного больше — грошовых детективов, в которые был втянут Эдвард Карнби, ставший главным героем серии.

Alone In The Dark: The New Nightmare, 2001 год
Alone In The Dark: The New Nightmare, 2001 год

Третья часть получилась настолько противоречивой, что критики всерьёз заявили о смерти серии. Почти угадали — про Alone In The Dark забыли на 7 лет. Возвращение произошло лишь в 2001 году, когда свет увидел новый «Один во тьме». Игра выглядела намного красивее предшественниц, главными в процессе снова стали головоломки и ужасы — у Карнби появилась напарница Алин Сэдрак, которая была заметно слабее Эдварда, зато умнее и наблюдательнее. The New Nightmare была хорошо принята критиками и игроками, казалось, сериал возвращается — но не сложилось. 

Последнюю попытку вернуться в строй серия приняла в 2008 году — тогда компания Atari издала игру, названную просто Alone In The Dark. Часть была многообещающей:

  • продвинутая физика окружения — можно было схватить любой деревянный предмет, зажечь его и им же подпалить, например, баррикаду из лавок;
  • полный контроль над телом Карнби — в игре можно было даже моргать, чтобы промыть глаза от попавшей в них слизи, которой плевались некоторые монстры, а уж возможность напрямую управлять руками персонажа открывала совершенно новые грани геймплея;
  • оригинальная система инвентаря и совмещения предметов: все вещи, которые находил Карнби, он носил в куртке, игрок мог собрать из зажигалки и аэрозоля мини-огнемёт, а из бутылки с бензином и тряпки — коктейль Молотова;
  • возможность использовать транспорт — Центральный парк Нью-Йорка был воспроизведён практически в реальным масштабах, и перемещаться по нему было удобнее на машине;
  • большое количество экшн-сцен — Эдварду приходилось выбираться из разрушающегося старинного небоскрёба по внешней стене и гонять по Нью-Йорку, улицы которого разваливались под колёсами;
  • необычная система лечения: все раны отображались на модели героя, и нужно было в режиме от первого лица обрабатывать их медицинским спреем или перематывать их бинтами.
Alone In The Dark, 2008 год
Alone In The Dark, 2008 год

Удивительно,но когда игра вышла, оказалось, что все обещанные элементы работают ровно так, как и было представлено — но только играть от этого не становилось веселее. Большое количество интересных находок обернулось тем, что игра напоминала скорее затянувшуюся демонстрацию технологий. Несомненных плюса у игры было два: хорошая по тем временам графика и оригинальная «сериальная» подача сюжета — в начале каждого эпизода показывали нарезку «ранее в Alone In The Dark», а сами серии можно было проходить в любом порядке. Кстати, позже из этого сюжетного хода максимум выжмут совсем другие разработчики — имитация сериала стала одной из главных сценарных фишек хоррора Alan Wake

На самом деле, история серии не закончилась на игре 2008 года — в 2015-м был издан кооперативный шутер Illumination, но он был настолько плох, что о нём постарались как можно скорее забыть: средняя оценка на Metacritic составила всего 19/100. Сколько ещё придётся Эдварду Карнби скитаться одному во тьме? Вопрос остаётся открытым, но вряд ли мы увидим новую Alone In The Dark в ближайшем будущем.

Автор: Денис Божинский