(1992-2008) Серия видеоигр, сформировавшая облик жанра survival horror, вдохновлённая произведениями Говарда Лавкрафта и Эдгара По.
Первая часть игры была разработана французской компанией Infogames в 1992 году. Действие Alone In The Dark происходило в 20-е годы XX века в Луизиане, в заброшенном поместье, которое некогда принадлежало художнику Джереми Хартвуду. Игрок брал на себя роль одного из двух персонажей: частного сыщика Эдварда Карнби или Эмили Хатрвуд, племянницы художника. Как и положено по жанру, поместье скрывало в себе страшные тайны и древние ужасы — в процессе игроку предстояло столкнуться с ожившими мертвецами, демонами, множеством ловушек и головоломок.
Именно первая Alone In The Dark сформировала облик жанра survival horror — кинематографичная фиксированная камера, которая меняла своё положение в каждой комнате, ограниченный боезапас, уязвимость главного героя и неудобное управление: перемещение персонажа было привязано не к точке обзора, а к самому герою, поэтому порой пробежка по комнатам превращалась в отдельное испытание. По сути, Alone In The Dark, как и последующие представители жанра (например, ранние игры серии Resident Evil), представляла собой квест с монстрами и перестрелками — в поместье надо было собирать предметы, решать загадки и выполнять другие привычные для квестов действия.
Кстати, именно в Alone In The Dark была использована технология, которую позже на 100% реализуют в «Обители Зла»: все помещения представляли собой заранее нарисованные плоские изображения, поверх которых накладывались 3D-модели героя, монстров и отдельных объектов. И хотя в 1999 году первая часть Silent Hill перевела жанр в полное 3D, серия Alone In The Dark сохраняла верность традициям и рисованным «задникам».
Две последующие части Alone In The Dark, вышедшие в 1993 и 1994 годах, оказались не столь успешны: ещё в сиквеле наметилось смещение баланса от головоломок к перестрелкам, что в совокупности с неудобным управлением не очень хорошо сказалось на игровом процессе. К тому же, в их сюжете оказалось намного меньше Лавкрафта и По и намного больше — грошовых детективов, в которые был втянут Эдвард Карнби, ставший главным героем серии.
Третья часть получилась настолько противоречивой, что критики всерьёз заявили о смерти серии. Почти угадали — про Alone In The Dark забыли на 7 лет. Возвращение произошло лишь в 2001 году, когда свет увидел новый «Один во тьме». Игра выглядела намного красивее предшественниц, главными в процессе снова стали головоломки и ужасы — у Карнби появилась напарница Алин Сэдрак, которая была заметно слабее Эдварда, зато умнее и наблюдательнее. The New Nightmare была хорошо принята критиками и игроками, казалось, сериал возвращается — но не сложилось.
Последнюю попытку вернуться в строй серия приняла в 2008 году — тогда компания Atari издала игру, названную просто Alone In The Dark. Часть была многообещающей:
- продвинутая физика окружения — можно было схватить любой деревянный предмет, зажечь его и им же подпалить, например, баррикаду из лавок;
- полный контроль над телом Карнби — в игре можно было даже моргать, чтобы промыть глаза от попавшей в них слизи, которой плевались некоторые монстры, а уж возможность напрямую управлять руками персонажа открывала совершенно новые грани геймплея;
- оригинальная система инвентаря и совмещения предметов: все вещи, которые находил Карнби, он носил в куртке, игрок мог собрать из зажигалки и аэрозоля мини-огнемёт, а из бутылки с бензином и тряпки — коктейль Молотова;
- возможность использовать транспорт — Центральный парк Нью-Йорка был воспроизведён практически в реальным масштабах, и перемещаться по нему было удобнее на машине;
- большое количество экшн-сцен — Эдварду приходилось выбираться из разрушающегося старинного небоскрёба по внешней стене и гонять по Нью-Йорку, улицы которого разваливались под колёсами;
- необычная система лечения: все раны отображались на модели героя, и нужно было в режиме от первого лица обрабатывать их медицинским спреем или перематывать их бинтами.
Удивительно,но когда игра вышла, оказалось, что все обещанные элементы работают ровно так, как и было представлено — но только играть от этого не становилось веселее. Большое количество интересных находок обернулось тем, что игра напоминала скорее затянувшуюся демонстрацию технологий. Несомненных плюса у игры было два: хорошая по тем временам графика и оригинальная «сериальная» подача сюжета — в начале каждого эпизода показывали нарезку «ранее в Alone In The Dark», а сами серии можно было проходить в любом порядке. Кстати, позже из этого сюжетного хода максимум выжмут совсем другие разработчики — имитация сериала стала одной из главных сценарных фишек хоррора Alan Wake.
На самом деле, история серии не закончилась на игре 2008 года — в 2015-м был издан кооперативный шутер Illumination, но он был настолько плох, что о нём постарались как можно скорее забыть: средняя оценка на Metacritic составила всего 19/100. Сколько ещё придётся Эдварду Карнби скитаться одному во тьме? Вопрос остаётся открытым, но вряд ли мы увидим новую Alone In The Dark в ближайшем будущем.
Автор: Денис Божинский