Предлагаю вам проследить, как новые средства коммуникации толкали торговлю на протяжении всей истории. В статье используются материалы доклада на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Время чтения — 8 минут.
Еще больше интересной информации о массовых коммуникациях найдете в Telegram-канале «Медиапсихология».
Шелковый путь. I век до н. э. — XIII-XIV века н. э.
Люди торговали практически с момента своего появления. Но в I веке до н. э. возник примечательный феномен — впервые в истории товары из Китая появились на другом конце евразийского континента, в Риме. Торговля перестала быть локальной или региональной и стала глобальной.
На рубеже I и II веков Цай Лунь, сановник династии Хань, изобретает привычную нам бумагу. До это люди пользовались пергаментом или папирусом.
Но еще рано говорить о начале настоящей глобализации. Шелк был доступен только богачам, как и специи. Эти два товара и составляли весь объем торговли между Азией и Европой. Их доля в общей экономике была ничтожна мала, к тому же, такая торговля подразумевала большое количество посредников, но первые шаги сделаны.
Дороги специй. VII — XV века.
Следующая глава мировой торговли открылась благодаря исламским купцам. Торговые караваны шли из Аравийского полуострова вслед за новой религией, родившейся в VII веке. Основатель ислама, пророк Мухаммед, был сначала известен как купец — торговля была в крови новой религии и ее последователей. К началу IX века исламские купцы доминировали в средиземноморском регионе и индоокеанских торговлях.
Благодаря тесным связям христианской и мусульман в Испании, Папа Римский Сильвестр II одним из первых среди европейцев познакомился с арабскими цифрами, понял их удобство по сравнению с римскими, и начал пропагандировать их внедрение в европейскую науку.
Эпоха великих географических открытий. XV — XVIII века.
По-настоящему мировая торговля началась в Эпоху великих географических открытий. Этот период начался с конца XV столетия, когда европейцы искали новые пути с запада на восток и случайно открыли Америку. Пользуясь научными достижениями того времени в астрономии, мореплавании и механике, португальцы, испанцы, голландцы и англичане сначала открывали новые земли, затем покоряли и встраивали их в свои экономики.
В середине 1440-х годов немец Иоганн Гутенберг изобрел способ книгопечатания, оказавший огромное влияние на всю мировую историю. Кстати, очень подробно это влияние описал М. Маклюэн в книге «Галактика Гутенберга».
И все же экономисты сегодня все еще не считают этот период истинной глобализацией. Торговля, безусловно, начала приобретать глобальный характер, и это было главной причиной начала Эпохи великих географических открытий. Но получившаяся мировая экономика оставалась все еще очень разрозненной и односторонней. Европейские империи создали глобальные сети поставок, но в основном между собственными колониями.
Первая волна глобализации. XIX век — 1914 год.
Положение начало меняться с первой волной глобализации, которая уместилась примерно в столетие. К концу XVIII века Великобритания начала доминировать в мире как географически, путем создания Британской империи, так и технологически, за счет таких инноваций, как паровой двигатель, промышленный ткацкий станок и многое другое. Это была эпоха Первой промышленной революции.
В 1832 году Павел Львович Шиллинг создает первый электромагнитный телеграф. В первой половине XIX века телеграф появляется в Германии, Великобритании и США, в 1858 году была установлена трансатлантическая телеграфная связь, а к концу столетия телеграф становится все более распространенным средством связи и для обычных людей. 14 февраля 1876 года Александр Белл подал заявку в патентное бюро на свое изобретение — телефон.
Телеграф и телефон уничтожили пространственные ограничения коммуникации, повысили организованность торговли.
Результаты не заставили себя ждать. В течение примерно столетия торговля росла в среднем на 3% в год. Эти темпы роста привели к увеличению экспорта с 6% мирового ВВП в начале XIX века до 14% накануне Первой мировой войны. Как заметил экономист Джон Мейнард Кейнс: «Житель Лондона может заказать по телефону, потягивая в постели свой утренний чай, различные продукты всей Земли, в таком количестве, какое он посчитает нужным, и справедливо ожидать их скорой доставки к своему порогу».
Вторая волна глобализации. XX век.
В 1914 году Первая мировая война положила конец практически всему, к чему так привыкло растущее высшее общество Запада, включая глобализацию. Миллионы солдат погибли в бою, миллионы мирных жителей пострадали от последствий боев, война заменила торговлю, разрушения заменили строительство, и страны вновь закрыли свои границы.
Вскоре Великая депрессия в США привела к окончанию бума производства в Южной Америке и разгрому банков во многих других частях мира. В 1939-1945 годах последовала еще одна мировая война. К концу Второй мировой войны доля торговли в мировом ВВП упала до 5% — самого низкого уровня за последние сто лет.
В годы между мировыми войнами получает повсеместное распространение радио — по-настоящему революционное средство коммуникации.
Конец Второй мировой войны ознаменовал новое начало для мировой экономики. Под руководством гегемона, Соединенных Штатов Америки, и при поддержке технологий второй промышленной революции, таких как автомобиль и самолет, мировая торговля вновь начала расти. Сначала это происходило в двух разных направлениях, так как Железный занавес разделил мир на две сферы влияния. Но с 1989 года, когда Железный занавес рухнул, глобализация стала действительно всеобъемлющим явлением.
50 лет после Второй мировой войны ознаменовались бурным развитием телевидения. Очень скоро телеэфир захватывает реклама — двигатель торговли. Вырастают целые поколения, лучший для которых телевизор — самый желанный предмет.
Третья волна глобализации. Рубеж XX и XXI веков.
Новая технология Третьей промышленной революции «перевернула игру». Заказы, которые в 1914 году Кейнс предлагал делать по телефону, теперь можно размещать через интернет. Вместо нескольких недель срок доставки сократился до нескольких дней. Более того, интернет спровоцировал дальнейшую глобальную интеграцию производственных цепочек. Вы можете заниматься исследованиями и разработками в одной стране, искать ресурсы в другой, производить продукцию в третьей и распространять товары по всему миру.
В итоге к XXI веку мировой экспорт достиг важного рубежа, составив около четверти мирового ВВП. От этого выиграла значительная часть населения мира: все больше людей, чем когда-либо прежде, принадлежат к среднему классу, и сотни миллионов достигли этого статуса, участвуя в мировой экономике.
Глобализация 4.0
Сегодня новая волна глобализации вновь обрушивается на нас. В мире, в котором все больше доминируют две глобальные державы, США и Китай, новой границей глобализации является кибермир. Цифровая экономика, находившаяся в зачаточном состоянии во время третьей волны глобализации, в настоящее время становится силой, с которой приходится считаться всем.
Оглядываясь назад, на прошлый опыт глобализации, можно смело предположить — нас ждет революция не только в торговле, но и в коммуникации.
Еще больше интересной информации о массовых коммуникациях найдете в Telegram-канале «Медиапсихология».