В Советском Союзе бурно развивалось движение «самавто». Самодельные автомобили конструировали прямо во дворах или квартирах, как спортивное купе «ГТЩ» братьев Щербининых. А занимались этим не только профессиональные инженеры, но и сантехники или электрики. Например, Александр Кулыгин из Ухты, смастеривший «Панголину».
Но в этот раз, я хочу рассказать о машине, ставшей началом карьеры известных ленинградских конструкторов – Геннадия Хаинова и Дмитрия Парфёнова, которые впоследствии работали над такими автомобилями, как внедорожник ЛуАЗ-Proto и минивэн НАМИ «Охта».
В 1981 году состоялся пробег самодельных машин, который организовал журнал «Техника-молодёжи». Маршрут пробега лежал через Ленинград и увидев его, друзья загорелись желанием сконструировать свой автомобиль.
Работа началась уже в следующем году. Металлический каркас сварили из обычных водопроводных труб. Двигатель поставили от ВАЗ-2105, а коробку передач приспособили от ЗАЗ-968. Кроме того, взяли некоторые комплектующие с «Нивы».
В остальном, создатели старались изготавливать детали своими силами. Салон «Лауры» украшала электронная панель приборов с бортовым компьютером. Уникальная вещь для тех лет, потому что ничего подобного на серийных советских машинах тогда не было.
Товарищи собрали два автомобиля, которые отличались друг от друга цветом и оформлением передней части кузова. Одна машина отправилась на автомобильную выставку в Болгарию с Дмитрием Парфёновым (1985 г.), а «Лаура» Геннадия Хаинова приняла участие в автопробеге Москва – Пловдив.
При массе в одну тонну, самоделка могла разгоняться до 165 км/ч, а средний расход топлива составлял 7,8 литра на 100 километров пути.
Случайным образом, о творении ленинградских инженеров узнала жена Михаила Горбачёва. Парфёнова и Хаинова пригласили в Кремль и стали помогать с разработкой других моделей.
Так на свет и появилась ленинградская лаборатория НАМИ, где они сконструировали перспективный внедорожник ЛуАЗ-Proto и народный минивэн «Охта» на базе ВАЗ 2108. Джип отправили на тесты в столицу, но там к нему отнеслись прохладно и не уделили внимания.
«Охта» поехала на выставку в Женеву и даже понравилась иностранцам, но на обратной дороге, её не пустили в страну таможенники. Создатели получили машину только через несколько лет и в удручающем состоянии.
Если же говорить о «Лауре», одни экземпляр разобрали на запчасти, а второй решили реконструировать и отправить в музей.
Советую посмотреть:
ВАЗ-2122 «Река» - военный автомобиль-амфибия из «Нивы», на который ушло 11 лет.
ЛуАз-Proto - советский ответ джипам Suzuki, и несостоявшийся конкурент "Нивы" из Ленинграда.
Друзья, блог "Зато не в кредит" возвращается! Каждый день я пишу о народных автомобилях - интересно и полезно. Чтобы не пропустить новые статьи, можно подписаться на канал.