D1.008
[36.411]
В беседах с московскими учителями о внедрении новой системы школьных оценок мне иногда выдвигают контраргумент в виде невозможности точного учета усилий ученика и, следовательно, субъективизме в определении оценки их.
Этот контрдовод не новый, и его давно разобрал Кен О’Коннор в своей книге, которая «на сегодняшний день является настольным учебником по педагогике для учителей в США и во всем мире… В своей книге он анализирует все аргументы «за» и «против» касательно включения того или иного критерия в общую формулу оценки успеваемости…
· Аргументы за учет усилий в процессе оценивания знаний:
1. Современные исследования показывают, что ученики демонстрируют лучшие результаты, когда оцениваются именно их усилия, а не результат.
2. Оценивание усилий дает дополнительную мотивацию тем, кому учеба дается плохо.
3. Оценивание усилий стимулирует учеников больше работать.
4. Ученик не может изменить свои врожденные способности и таланты, но всегда может прикладывать больше усилий.
· Аргументы против учета затраченных усилий в процессе оценивания знаний:
1. Затраченные на подготовку к предмету усилия невозможно адекватно оценить.
2. Большую часть усилий ученик прикладывает за пределами учебного заведения.
3. Ученик может легко ввести учителя в заблуждения касательно затраченных им на изучение предмета усилий.
4. Реальная жизнь требует результатов, а не просто приложенных усилий» (таблица преобразована в текст мною. – А.С.) [35.594].
Отвечу кратко и по пунктам на возражения против учета усилий:
1. Объективность и максимальная точность оценки усилий будет обеспечиваться самооценкой ученика и контролем ее со стороны учителей, соучеников и родственников. Более точных методов нет.
2. В этом случае контроль самооценки ребенка будут обеспечивать именно его родичи.
3. Учи́теля и других людей можно провести, но свою совесть обмануть невозможно. Кроме того, дети в начале своей жизни гораздо менее лживы, нежели взрослые. Да и понимание ребенку нужно прививать, что точная оценка его труда нужна, прежде всего, ему самому.
4. Да, жизнь требует результатов, но они зависят от усилий. И если не будет должного напряжения, то не будет и нужных результатов. Поэтому внимание, в первую очередь, должно быть обращено как раз на действия учащегося, на его отношение к делу, а потом на все остальное.
Антон Совет
24.02.2019 11:04 – 01.03.2019 10:40