Несколько дней назад в статье о румынских летчицах мы рассказывали об итальянском фильме "Белая эскадрилья", снятом в Крыму в 1943 году. Но это был не единственный фильм, снятый итальянскими кинематографистами во время войны о боевых действия своей армии и союзников по Оси на территории СССР. Всего было 4 таких фильма:
1. "Одесса в огне" (1942 г.)
Надо честно сказать, фильм сняли очень слабый и с одной целью - показать, как красиво поет оперная певица Марина Чеботарь. Эта кинолента долго считалась утраченной и лишь совсем недавно было обнаружена в итальянских архивах.
По сюжету советские войска занимают Молдавию, отбирают у Чеботарь маленького сына и зачем-то увозят его в Одессу, где держат в катакомбах и морял голодом. Сама Чеботарь в это время поет для советских солдат по одесским ресторанам. В конце концов приходит румынская армия о освобождает и саму Чеборать и ее сына.
В фильме присутствует хрестоматийный для пропаганды образ комиссара Сергея и его верной спутницы, еще более злобной, чем он. По нашему мнению, фильм совершенно несмотрибелен, это низшая категория, тройка с минусом. Одним словом, просто чушь.
2. "Три орленка" (1942 г.)
В отличии от откровенной халтуры "Одесса в огне" лента о подготовке итальянских военных летчиков снят намного более добротно. Фильм снимался на натуре, в летном училище, на аэродромах, в массовках снимались настоящие курсанты и летчики, большая часть которых к моменту выхода кино на экрану уже погибла.
Три товарища после окончания училища отправляются на Восточный фронт, правда в кадре сбивают они почему-то английские самолеты, в этих моментах используется хроника, видимо, кадров уничтожение советских самолетов у режиссера не было. Кроме того, натурные сьемки проводились не в СССР, это совершенно четко видно по тому, что показывают в кадре.
Два товарища летают на боевых задания, их третий друг так и не научился сажать самолет, поэтому остается на земле. Он он научился этому, когда его друг попал в беду и пришлось его спасать.
Фильм будет интересен "заклепочникам" и просто любителям истории авиации, в нем много подробностей и натурных сьемок, но художественная ценность его, прямо скажем, средняя, на четыре с минусом. Англичане во время войны на потоке снимали фильмы про своих летчиков более высокого качества.
3. "Человек с крестом" (1943 г.)
Третий фильм "фашистской трилогии" Росселини - "Человек с крестом", в 1943 году режиссер снял об итальяснких капелланах, погибших на войне. Сюжет закручен вокруг попыток итальянской пехоты при поддержке танков захватить деревню не то на Украине, на то на Юге России.
С советской стороны, конечно же присутствует комиссар Сережа со своей спутницей, не тот же самый, что в "Одессе в огне", но очень похожий. Бой за деревню снят очень подробно, с применением всех видов вооружения и техники, с итальянской стороны все полностью аутентичное, по-другому в 1943 году и быть не могло, поскольку для сьемок в фильме использовали реальную воинскую часть, поэтому для любителей военной истории это клад. Росселлини специально построил макет русской деревни под Римом среди очень похожего на натуральный пейзажа, боевые действия местами выглят вполне натурально, итальянцы несут потери, их картонные танки горят, никакого шапкозакидательства нет. Капеллан попадает в плен и оказывается в самой гуще боя.
К деревне на помощь защитникам подходят советские танки, в кадре появляются Т-34 и отгоняют итальянцев. Священник гибнет, пытаясь по непонятным причинам уташить к итальянцам советского раненного, который ползет к своим, но успевает отпустить ему грехи. Подоспевшая итальянская кавалерия занимет таки деревню, в которой по сюжету только что были советские танки, которые куда-то испарились. Видимо, Росселлини надо быть как-то закончить этот фильм на мажорной ноте.
Прототипом главного героя фильма стал капелан Реджинальдо Джулиани, убитый эфиопами в ходе итало-эфиопской войны в 1936 году и ставший предметом культа в фашистской Италии. Зная это, становится понятно, почему советские солдаты называют капеллана колдуном, говорят о магии и амулетах, а кавалерия гоняет танки. Возможно, изначально сценарий был все-таки про эфиопов, но в 1943 году после разгрома итальянцев под Сталинградом Африку в фильме решили заменить на СССР.
С кинематорграфической точки зрения это самый сильный фильм из всех, о которых мы тут говорим, потому что Росселлини - это все-таки Росселлини, пусть еще только набирающий силу, однако, солдаты Красной Армии показаны полностью карикатурно. Учитывая это, смотреть такой фильм нашему зрителю будет сложно.