Мария Емельянова
Илья Белов (Ilya Yzor) — граффити-художник из г. Йошкар-Ола славится своими патриотическими работами, посвященными Дню Победы. В преддверии 9 мая я решила расспросить Илью о его творчестве.
- Илья, расскажи, как ты пришел в граффити, с чего все начиналось?
– Все началось с ранних лет, родители заметили мою тягу к «нелегальному» рисованию на всех поверхностях, которые попадали в поле зрения.
Граффити для себя открыл совершенно случайно — это было в конце 2011 года. Тогда я уже заканчивал художественную школу. Друг, с которым мы были не разлей вода и учились в одной группе, как-то на перемене вытащил меня в коридор кое-что показать. В сумке у него было несколько баллонов краски. Именно тогда мы начали свою граффити-историю. Пока шли до места, где хотели порисовать, я придумывал себе псевдоним, который спустя несколько лет поменял на новый.
- Может быть, кто-то повлиял на тебя или послужил примером?
– На тот момент граффити культура была хорошо развита в нашем небольшом городе, проводились ежегодные фестивали, ребят в этой сфере было много, узнать про них не составляло труда. Впечатляющими работами были граффити Саши Swamp’а и Димы Stampio. Именно они тогда и стали примерами для меня. Дальше уже, будучи в теме, знал и находил художников, за работами которых слежу и по сей день.
- Мне известно, что ты неоднократно принимал участие во всероссийских и международных фестивалях и конкурсах, посвященных граффити, расскажи о них подробнее?
– Первый мой крупный конкурс прошел в городе-герое Туле. Попал я туда совершенно случайно — увидел информацию о приеме заявок и решил попытать удачу. Сделал эскизы, отправил, и ни на что не надеялся. Через месяц пришел ответ, что жюри конкурса выбрали мои работы, и организаторы приглашают меня поучаствовать в следующем этапе и побороться за респект и денежный приз. Долго думать не пришлось. Взял отпуск на работе и поехал на две недели в Тулу. По итогам я занял в своей номинации первое место, «сорвал куш», познакомился с новыми людьми и крутыми художниками.
- А еще?
– Второе немаловажное событие состоялось в 2017 году, когда неожиданно мне удалось попасть на крупнейший и старейший граффити фестиваль в мире «Meeting of Styles», который проходил в Германии, в маленьком городе Mainz (Майнц), в нескольких километрах от Wiesbaden (Висбаден). Отбор проходил по эскизам и по последним работам за два года. И тут мне просто улыбнулась удача.)
- Чем вы там занимались?
– На фестивале мы разрисовывали целый квартал, туда съехались художники со всего света, легенды граффити. Очень страшно было рисовать рядом с теми, за кем я слежу в соц. сетях. Но на второй день фестиваля уже привык, да и виден был результат.
- Появились ли у тебя новые друзья за рубежом и по России, благодаря таким фестивалям?
– Да, там я познакомился с крутыми райтерами. С тремя периодически поддерживаю общение. В то же время, русские ребята не отстают по уровню и мастерству от зарубежных. В чем-то даже превосходят.
- Планируешь ли ты принять участие в ближайшем будущем в каких-то международных или российских конкурсах или совместных проектах с зарубежными художниками/дизайнерами?
– Было бы очень круто принять участие в каком-то крупном проекте с другими художниками. Это дает большой толчок в развитии. Особенно, если их мастерство намного выше твоего. Очень хотелось бы куда-то съездить или слетать порисовать, хотя бы на несколько дней. Сменить обстановку вокруг себя и отлично провести время.
- Год назад в г. Йошкар-Ола накануне Дня Победы ты нарисовал граффити на фасаде 5-этажного жилого дома. Расскажи, как это было?
– Прошедший год я считаю одним из самых продуктивных в своем творчестве. Я побывал на фестивале, сделал несколько интересных работ на патриотическую тему в нашем городе.
Одна из них была своего рода большим экспериментом, потому что до этого с такими масштабными работами я еще не сталкивался. Было очень страшно, но как говорится — «глаза боятся, а руки делают», поэтому интерес взял верх. Благодаря Наталье Лапшиной — ведущему специалисту по работе с общественными организациями и населением в г. Йошкар-Ола, я получил разрешение на разрисовывание такого масштабного фасада. Это делалось впервые в нашем городе, поэтому все очень боялись, что же из этого получится.
- Ты ведь справился в очень быстрые сроки? Кто помогал?
– Делали все своими силами. С краской и расходами на подъемную вышку мне помог мой друг Роман Пахмутов, владелец бренда «Zamess». Небольшую сумму перевел депутат Павел Лапшин. Тут важна была любая копейка. Так как денег было немного, а вышка была проплачена только на 50 часов, приходилось рисовать быстро, но и не забывать про качество. Очень боялся не уложиться по времени и подвести. Наверно, это и сыграло большую роль.
9 мая я уже рисовал на земле, доделывал последние штрихи. И вздохнул с облегчением, потому что по срокам я уложился. Всего на граффити ушло около 55 часов - 5 дней рисования.
- Как ты считаешь, можно ли отнести граффити к современному искусству, или это, по-прежнему, лишь проявления вандализма?
– Граффити делится на легальное и нелегальное рисование — «бомбинг». И я ничего не имею ни против того, ни против другого. Это разные способы самовыражения. Но в случае, когда бомбинг просто переходит всякие рамки, становится стыдно за его автора. Ведь обычные люди, услышав слово «граффити», первым делом представляют себе испорченные стены.
Граффити и стрит-арт — это тоже разные понятия. Но в целом, это искусство, я считаю. Граффити для меня — это не просто хобби, а часть жизни, ее образ. И этого у меня не отнять.