Найти тему
Стакан молока

Тройка

Глава из книги из книги "Маленькие истории больших стихотворений"
Глава из книги из книги "Маленькие истории больших стихотворений"

Предыдущая глава здесь

После беркута самым любимым зверем Павла Васильева был, несомненно, конь. Маленьким мальчиком он недолгое время жил в Атбасаре, куда его отец Николай Корнилович, учитель математики, был направлен на работу в школу. Вместе с отцом они ездили на конный завод Султана Мейрама. Султан поставлял строевых лошадей для царской армии, казачьего войска. Мальчик с восхищением глядел на красивых зверей, мечтал сам быть лихим наездником.
На ярмарку в Атбасар съезжались купцы со всего света: из Тобольской, Оренбургской, Пермской областей, из самой Москвы и даже из Бухары. Товару было много разного, но больше всех Павлику нравились великолепные тонконогие гарцующие жеребцы.
Кони стали его большой страстью. Тем более дед Павлика Корнила Ильич слыл в Павлодаре прекрасным знатоком лошадей, так что Павлу Васильеву было от кого перенять любовь к скакунам.
Сергей Поделков вспоминает, как они с Павлом приходили на Московский ипподром, тот «заходил в конюшни, любовался лошадьми, заглядывал в их тёмные глаза. Мог часами говорить о них, так как прекрасно знал их особенности и повадки».
Замечательна васильевская «живопись» в стихотворении «Конь» («Топтал павлодарские травы недаром…»):

Залётное счастье настигло меня –
Я выбрал себе на базаре коня.

В дорогах моих на таком не пропасть –
Чиста вороная, атласная масть.

Горячая пена на бёдрах остыла,
Под тонкою кожей – тяжёлые жилы.
Взглянул я в глаза – высоки и остры,
Навстречу рванулись степные костры.

Папаху о землю! Любуйся да стой!
Не грива, а коршун на шее крутой.

Но, пожалуй, апофеозом васильевского стиха, являющегося, по определению Ал. Михайлова, органическим сплавом классической простоты и народной стихии, стала «Тройка».
На всю жизнь в памяти Павла Васильева остались шумные празднования Масленицы в Павлодаре. По улицам неслись тройки, разукрашенные яркими лентами, облепленные взрослыми и детьми. Это чисто русское «средство передвижения», пригодное именно для наших широких равнин и нескончаемых дорог, очень занимало поэта. С детства память хранила слова из песни о том, как мчится «тройка почтовая», и как «колокольчик, дар Валдая, звенит уныло под дугой». Его звон Васильев в «Соляном бунте» уподобляет церковному:

Лёгок бубенец,
Мала тягота, –
Любой бубенец –
Божья ягода…

Сергей Куняев пишет, что в васильевской тройке слышится плач о гибели русской тройки в «Погорельщине» Николая Клюева:

Загибла тройка удалая,
С уздой татарская шлея,
И бубенцы – дары Валдая,
Утеха светлая моя!
Разбиты писаные сани,
Издох ретивый коренник…

«Но это уж не перекличка, а ярый, если угодно, свирепый ответ старшему собрату», – заявляет Сергей Станиславович по поводу васильевской «Тройки».

Вновь на снегах, от бурь покатых,
В колючих бусах из репья,
Ты на ногах своих лохматых
Переступаешь вдаль, храпя,
И кажешь морды в пенных розах, –
Кто смог, сбираясь в дальний путь,
К саням на тесаных берёзах
Такую силу притянуть?
Но даже стрекот сбруй сорочий
Закован в обруч ледяной.
Ты медлишь, вдаль вперяя очи,
Дыша соломой и слюной.
И коренник, как баня, дышит,
Щекою к поводам припав,
Он ухом водит, будто слышит,
Как рядом в горне бьют хозяв;
Стальными блещет каблуками
И белозубый скалит рот,
И харя с красными белками,
Цыганская, от злобы ржёт.
В его глазах костры косые,
В нем зверья стать и зверья прыть,
К такому можно пол­России
Тачанкой гиблой прицепить!
И пристяжные! Отступая,
Одна стоит на месте вскачь,
Другая, рыжая и злая,
Вся в красный согнута калач.
Одна – из меченых и ражих,
Другая – краденая, знать –
Татарская княжна да блядь –
Кто выдумал хмельных лошажьих
Разгульных девок запрягать?
Ресниц декабрьское сиянье
И бабий запах пьяных кож,
Ведро серебряного ржанья –
Подставишь к мордам – наберёшь.
Но вот сундук в обивке медной
На сани ставят. Веселей!
И чьи­то руки в миг последний
С цепей спускают кобелей.
И коренник, во всю кобенясь,
Под тенью длинного бича,
Выходит в поле, подбоченясь,
Приплясывая и хохоча.
Рванулись. И – деревня сбита,
Пристяжка мечет, а вожак,
Вонзая в быстроту копыта,
Полмира тащит на вожжах!

Эти стихи ошеломляют настолько, что стоишь разинув рот, и самое бóльшее, на что способен – это ахать и охать.

Помню, как в 1995 году у меня в доме собрались наши поэты – Валерий Самарин, Владимир Хомяков, Евгений Артамонов, Валерий Авдеев, к сожалению, покинувший этот мир совсем недавно. Когда я начала читать «Тройку», все просто завыли от восторга. Но удивительно, что, неизменно восхищаясь «Тройкой», мало кто может пояснить, а что именно так поражает нас в этом стихотворении. Единственный полный комментарий я нашла у Ю. Г. Русаковой .
Юлия Георгиевна начинает так: «Приводить примеры ярких образов у Павла Васильева очень легко, потому что у него практически отсутствуют иные образы». Но в «Тройке», считает она, Васильев превзошёл сам себя. Всего пять слов произносит автор вначале (Вновь на снегах от бурь покатых), а какая картина разворачивается перед нашими глазами: «Степные просторы, продуваемые ветрами, наметённые сугробы, долгие вьюги, волнистая снежная равнина, – всё это уместилось в пять слов», – восклицает Русакова. Так и хочется сравнить васильевскую «Тройку» с гоголевский птицей-­тройкой, и это было бы правомерно.
Но какими словами передать то напряжение, которое испытываем мы, как будто бы воочию видя эту «харю с красными белками», буквально ощущая, как набирается полное ведро «серебряного ржанья». Всё полной мерой: «пол­России», «полмира». А после слóва «рванулись» будто скрученная пружина распрямилась, и начинается движение с космической скоростью («вонзая в быстроту копыта»). О каких вселенских силах, неведомых пока нам, хотел сказать автор?
«Мы никогда не узнаем, мы его не дослушали», – горестно замечает Русакова. Ничего, хочу я её подбодрить. Придут в литературу новые люди, они будут больше нашего знать, и что мы недослушали, то они додумают. Время Павла Васильева ещё впереди.
История написания «Тройки» нам неизвестна, даже время – 1933 год – указано приблизительно. Учитывая, что на 1933 год приходится пик дружбы Павла Васильева и Николая Клюева, а также что клюевское стихотворение «Я человек, рождённый не в боях», обращённое к Павлу Васильеву, написано тоже в 1933­-м, как и васильевская «Тройка», можно предложить следующую версию. Друзья разглядывали картину. Где – в Третьяковке или на крышке коробки, разрисованной в Палехе – мне выяснить не удалось. На картине – тройка лошадей в движении, одна пристяжная согнулась в кольцо, рядом бегут собаки. И Васильев пообещал своему учителю списать с этой картины стихотворение «Тройка». И сделал это так, что Клюев пришёл в восторг. В ответ на «Тройку» Николай Алексеевич пишет своё стихотворение, о котором я упомянула выше, своего рода поэтическое завещание. Автор грустит о том, что приходит старость:

Пускай в калитку год пятидесятый
Постукивает нудною клюкой…

К тому же он разочарован в советской власти, которую поначалу приветствовал:

Я пил из лютни жемчуговой
Пригоршней, сапожком бухарским,
И вот судьёю пролетарским
Казним за нежность, тайну, слово…

Думая о смерти («А мне доской придавят лоб»), он утешает себя тем, что есть кому передать поэтическую эстафету:


Уже Есенина побаски
Измерены, как синь Оки,
Чья глубина по каблуки.
Лишь в пасме серебра чешуйки…
Но кто там в росомашьей чуйке,
В закатном лисьем малахае,
Ковром зари, монистом бая,
Прикрыл кудрявого внучонка?
Иртыш пелегает тигрёнка –
Васильева в полынном шёлке…
Ах, чур меня! Вода по холки! 

В. Поликарпов. К поэзии Павла Васильева. «Тройка»
В. Поликарпов. К поэзии Павла Васильева. «Тройка»

Учитель пророчил великое будущее ученику. Но… не сбылось…

Продолжение следует!

Tags: ЛитературоведениеProject:MolokoAuthor: Васильев Павел
Васильева Н.П.

Книга "Мы всё ещё русские" здесь