Не знаю, как вы, а в романах про шестнадцатый век Европы регулярно цеплялась взором за «одет был скромно, по-протестански, в черное». Настолько часто, что тождество черный цвет одежды = скромность стало казаться мне естественным и нормальным. Однако изучение источников – когда они сами пришли мне в руки – совершенно опровергло эту картину.
По итогам своих фильмов по прикладной археологии на ВВС прелестнейшая Рут Гудмен (Ruth Goodmen) выпустила книгу «How to be a Tudor» - подробнейший разбор того, как жили, во что одевались, что ели люди тюдоровской Англии. И вот был там один пассаж как раз о той самой скромной протестантской черноте…
Дело в том, что до XIX века, до изобретения анилиновых красителей, получение стойкого черного цвета ткани было тем еще занятием – крайне дорогим по затратам, трудоемким и сомнительным по результату. Вдобавок, полученная такими манипуляциями ткань крайне недолго сохраняла свежесть цвета – окраску регулярно приходилось подновлять. То есть, скромные-то они скромные, но на свой лад. И господин протестант (или сочувствующий), по нашим меркам одеваясь не бог весть как шикарно – в тот самый черный цвет, по сути спускал нереальное количество денег на обмундирование. Да и надобно помнить, что одним костюмом у придворного дело не обходилось.
Да, конечно, на «скромном» костюме могло не быть привычных глазу современника украшений – как ювелирных, так и вышивки золотой нитью, к примеру. Но были и иные способы привлечь внимание – пусть не каждого, но лиц близкого круга. Там же, у Рут Гудмен, я нашла описание подлинного костюма начала семнадцатого века – и, пренебрегая несовпадением дат, тут же вставила его в свою историю. Дублет и бриджи черного атласа, расшитые черным же шелком – объемная, выпуклая вышивка, играющая на свету за счет фактуры. А дублет вдобавок еще и на голубой шелковой подкладке… умомпорачительно это, должно быть, смотрелось, при облачении (и разоблачении) хозяина костюма!
И теперь при словах «черный костюм» в применении к Ренессансу я уже никогда не подумаю «скромный» и, уж тем более, скучный. Умели и тогда подойти с фантазией, обойти запрет на роскошь. Получалось по факту что-то вроде «в тихом омуте черти водятся», но ведь это и естественно для натуры человеческой, не правда ли?