Найти в Дзене
Писатель дома

Блеск и нищета протестантов

Не знаю, как вы, а в романах про шестнадцатый век Европы регулярно цеплялась взором за «одет был скромно, по-протестански, в черное». Настолько часто, что тождество черный цвет одежды = скромность стало казаться мне естественным и нормальным. Однако изучение источников – когда они сами пришли мне в руки – совершенно опровергло эту картину.

По итогам своих фильмов по прикладной археологии на ВВС прелестнейшая Рут Гудмен (Ruth Goodmen) выпустила книгу «How to be a Tudor» - подробнейший разбор того, как жили, во что одевались, что ели люди тюдоровской Англии. И вот был там один пассаж как раз о той самой скромной протестантской черноте…

Дело в том, что до XIX века, до изобретения анилиновых красителей, получение стойкого черного цвета ткани было тем еще занятием – крайне дорогим по затратам, трудоемким и сомнительным по результату. Вдобавок, полученная такими манипуляциями ткань крайне недолго сохраняла свежесть цвета – окраску регулярно приходилось подновлять. То есть, скромные-то они скромные, но на свой лад. И господин протестант (или сочувствующий), по нашим меркам одеваясь не бог весть как шикарно – в тот самый черный цвет, по сути спускал нереальное количество денег на обмундирование. Да и надобно помнить, что одним костюмом у придворного дело не обходилось.

Генрих  II Валуа, портрет авторства Франсуа Клуэ. Сразу видно, что католический король - тут  тебе и золотое шитье, и расшитый жемчугом берет. Никакой скромности!
Генрих II Валуа, портрет авторства Франсуа Клуэ. Сразу видно, что католический король - тут тебе и золотое шитье, и расшитый жемчугом берет. Никакой скромности!

Франсуа. герцог Гиз, тот самый "Меченый", католик из католиков. Нескромен, что уж там.
Франсуа. герцог Гиз, тот самый "Меченый", католик из католиков. Нескромен, что уж там.

Да, конечно, на «скромном» костюме могло не быть привычных глазу современника украшений – как ювелирных, так и вышивки золотой нитью, к примеру. Но были и иные способы привлечь внимание – пусть не каждого, но лиц близкого круга. Там же, у Рут Гудмен, я нашла описание подлинного костюма начала семнадцатого века – и, пренебрегая несовпадением дат, тут же вставила его в свою историю. Дублет и бриджи черного атласа, расшитые черным же шелком – объемная, выпуклая вышивка, играющая на свету за счет фактуры. А дублет вдобавок еще и на голубой шелковой подкладке… умомпорачительно это, должно быть, смотрелось, при облачении (и разоблачении) хозяина костюма!

Франсуа де Сепо, граф де  Дюрталь. А вот у маршала Франции и лицо построже, и колет поскромней. Но кто знает, что у него там на подкладке...
Франсуа де Сепо, граф де Дюрталь. А вот у маршала Франции и лицо построже, и колет поскромней. Но кто знает, что у него там на подкладке...

И теперь при словах «черный костюм» в применении к Ренессансу я уже никогда не подумаю «скромный» и, уж тем более, скучный. Умели и тогда подойти с фантазией, обойти запрет на роскошь. Получалось по факту что-то вроде «в тихом омуте черти водятся», но ведь это и естественно для натуры человеческой, не правда ли?

Оставайтесь, не переключайте канал :)