Я думал, что тема борьбы за верхние и нижние полки в поездах дальнего исчерпала себя. На страницах блога я уже рассказал пару десятков историй на этот счет, показал мнения проводников, кассиров и даже начальника поезда. Но тут, в комментарии к одной из последних записей, я прочитал феноменальную историю. И понял – без психолога не обойтись.
Для тех, кто не следил, напомню, в чем проблема. Люди обычно любят ездить в поездах на нижних полках. Но часто, по разным причинам, покупают верхнее место и просят им уступить нижнее. Из-за этого у пассажиров снизу и сверху возникают конфликты. Сюда накладывается еще и то, что нижние полки в купе (и иногда в плацкарте) сейчас стоят дороже верхних. Но иногда случается так, что пассажиру попросту не залезть на верхнюю полку.
«Так из-за места расстались»
«Я в начале 2000-х ехала на север. А там парень с девушкой ехали. Парень уступил ей место снизу, но она не хотела занимать его. “Нет, ты снизу!” Он: “Нет, ты!” Она психанула: свадьбы не будет, – и вышла на станции в его пиджаке, где лежали все деньги. Он вышел через несколько часов. Так из-за места расстались», – пишет читательница.
Ниже мы приведем еще две истории, но сначала разберемся с этой. Расстались ли молодые люди окончательно, неизвестно. Однако психолог Дарья Кузнецова из Москвы предполагает, что дело тут точно было не в полках.
«Вы все время пишете, что люди ругаются из-за нижних полок, а тут пара поссорилась из-за верхней. Если эта история правдива, то тут обмен местами вообще не причем. Люди попросту с нестабильной психикой. Они могли бы расстаться из-за такой же ерунды дома, в троллейбусе или в гостях. И, скорее всего, они расставались много раз и до этого, и после. Хотя, если она в итоге вышла не там, где надо, то, может, это расставание и было роковым. В любом случае, с такими проблемами надо было бежать к психологу, а не по поездам ездить», – сказала Иванова.
«Чуть ли не основной признак воспитанности»
Проблема борьбы за верхние и нижние полки лежит не в области психологии, для нее есть другие причины, считает Андрей Грецов, психолог, кандидат психологических наук из Петербурга.
«Честно говоря, не вижу тут особенно серьезной психологической проблемы. Во-первых, это отголосок еще советской традиции, когда стоили эти места все равно одинаково, а поведение "уступайте места", и не только в трамваях, зачастую трактовалось чуть ли не как основной признак воспитанности. До сих пор студенты на вопрос "Кто такой воспитанный человек?" подчас отвечают: "Тот, кто уступает места в транспорте" », – сказал Грецов.
«Во-вторых, – продолжает психолог, – если стоимость разная – есть банальное желание сэкономить. Куплю подешевле, а там – или внизу будут свободные места, или, в крайнем случае, мир не без добрых людей. Кстати, это характерно не только для поездов. Как-то в круизе встретил пару старушек – заядлых путешественниц, которые всегда покупали двухъярусную каюту, а при посадке на борт говорили, что у них больные ноги, плыть так не могут, не знали и т.п. И им почти всегда находили свободную одноярусную, которая вообще-то дороже раза в полтора. Ну и, в-третьих, самый банальный вариант, нижних мест может просто не быть в наличии».
«Вы, конечно, не обязаны, но вы же люди?»
Еще одна история, которую мы получили в комментариях, не так однозначна.
«Мама экстренно выехала в Ростов в больницу. У нее страшная болезнь, после операции прошло совсем немного времени. Билеты были только на верхнюю полку. Не было даже купе нижних, св не было. Купила спокойно, даже не считая, что кто-то обязан с ней меняться. Ей 72, к слову, и операция была на грудь. Благодаря приложению смогла выцепить ей случайно всплывшее нижнее. Верхнее сдали», – пишет читательница.
«Или ехал парень, тоже с раком, обе ноги. На костылях. Покупал билеты экстренно, накануне, было только верхнее. Он после операции, еле еще ходил на костылях. Никто не поменялся. Вы, конечно, не обязаны, но вы же люди? Не уступить ему, как так можно?», – продолжает она.
Так что не все так однозначно. Ну и, чтобы не заканчивать на грустном, еще веселая история от читателя. Мы тут рассказывали недавно, как поменявшихся местами пассажиров высадили не на тех станциях. Вот есть похожий сюжет.
«Как-то моя родственница ехала в Томск. На ее нижней боковушке сидел слегка пьяненький мужик в состоянии "а поговорить". Ей говорить не хотелось, а хотелось спать, потому она залезла на его верхнее место. Разбудили ее в Ачинске, когда она начала возмущаться, все поняли отчего мужик так упирался, когда его в Тайге из вагона выталкивали», – пишет читательница. В общем, если вы не поняли, то проводник разбудил и высадил раньше времени не того пассажира – телефонов с будильниками тогда еще не было.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «1520. Все о ж/д», чтобы не пропускать новые публикации.