В сюжете под названием «Любовь и голуби» (1984), как в каждой талантливой постановке есть несколько слоёв и сразу множество оттенков. Так, очень знаковой антитезой тут представляется Север VS Юг. Местоположение леспромхоза, где работает Вася Кузякин не определено, однако, любая статья об истории создания фильма выдаст, что...
1) В основе пьесы и фильма — реальная история семьи Василия и Надежды Кузякиных, живших на родине автора сценария фильма Владимира Гуркина — в городе Черемхово (Иркутская область).
2) Съёмки фильма велись летом в Карелии — в городе Медвежьегорске на берегу реки Кумсы. Таким образом, это — некий обобщённо-условный Север, где всё не так, как на расслабленно-гедонистическом юге.
Северяне показаны цельными и открытыми, душевно щедрыми, бесхитростными. В то же время, Юг для них: «Культура!» - как наивно полагает Вася. Туда нельзя без галстука. Там — бар от слова «барствовать».
Да, у этих людей — свои представления и смыслы. Они чётко понимают: юг — это цветистые соблазны и заслуженное право чуть-чуть «распоясаться». Баба Шура однозначно вещает: «Вот побарствует маленько и притопает».
Потому что южное — временное, необязательное, случайное. Южное не бывает крепким. Кстати, Раиса Захаровна — из той же суровой области, что и Кузякин, но страстный и — бесперспективный роман меж ними возможен только на курорте.
Где всё-всё цветёт, а фоном звучит надрывное, пошловатое танго. К нему мало, кто прислушивается — все сосредоточены на диалоге Васи и Раисы насчёт филиппинской медицины и неопознанных летающих объектов.
Меж тем, звучат такие слова: «Мы встретились с тобой на жарком юге, / Так было предназначено судьбой. / Под Мурманском у нас шумели вьюги, / А здесь, у пристани, как суп кипел прибой».
Авторы иронизировали, как могли. Но и тут есть это противопоставление Мурманска с вьюгами и — жаркого юга, где кипит прибой. Как суп. То есть идёт намеренное снижение «романтического» тона и — кидание тушек в бульон.
На Севере пошлость — невозможна. Немыслима. Природа не терпит. Поэтому на Севере — хоть и не изысканная, но чинная кадриль. Юг же предполагает разнузданность и обывательскую интрижку — безо всякой любви. Просто всё — располагало.
И та музычка, и — танцульки в баре, среди огней и коктейлей. Поэтому, вернувшись на Север, точнее — к Северу, фигуранты адюльтера затосковали. Не только потому, что они «из разных социальных пластов».
Южная цветочная вуаль упала, ароматы фруктов забылись, сделалось холодно. В этих условиях Вася и Раиса Захаровна совершенно не нужны друг другу, а их союз кажется неприличным фарсом.
Зина Корзина (с)