Блог ТГД продолжает следить за развитием ситуации на российском рынке корабельной энергетики. За последние несколько месяцев произошёл ряд знаковых событий.
Напомним, после изменения внешнеполитической ситуации в 2014 году возникла задача срочного замещения двигателей импортного производства для корабельных энергоустановок. В частности, в списке на замену оказались немецкие дизели и украинские газовые турбины. Несмотря на активное госфинансирование, с задачей массового выпуска двигателей отечественная промышленность пока справляется не очень хорошо. Что выражается в задержке сроков сдачи строящихся заказов.
Дизели
Наиболее острая ситуация сложилась с высокооборотными дизелями, которые используются для серии малых ракетных кораблей (МРК) проекта 22800 "Каракурт". В энергоустановку каждого МРК в качестве главных двигателей входят три дизеля М507Д-1, созданные на основе советских разработок. Многие критикуют эти двигатели из-за высокого расхода топлива, сложности изготовления и обслуживания (112 цилиндров, расположенных звездой). Тем не менее, по соотношению массы к мощности дизели М507 выигрывают даже в сравнении с иностранными коллегами.
Монопольным производителем дизельных «семерок» является петербургское ПАО "Звезда". 12 февраля 2019 года предприятие посетил замминистра обороны Алексей Криворучко. По официальным данным, он проверил ход исполнения гособоронзаказа, а также проинспектировал цеха по выпуску дизельных двигателей, редукторных передач и дизель-генераторов.
Судя по судебным искам к "Звезде" согласно картотеке арбитражных дел, одной из главных тем визита высокопоставленного лица стала ситуация со своевременным выпуском перечисленного оборудования. О практических результатах визита можно будет судить спустя некоторое время.
Тем временем на рынок высокооборотных дизелей рвётся ещё один игрок – ранее занимавшийся только ремонтом такого оборудования – Кингисеппский машиностроительный завод (КМЗ), контролируемый концерном "Калашников". Неделю назад КМЗ объявил об обновлении парка станков, в том числе и для выпуска дизелей М507. В успех инициативы верят немногие, однако свою роль может сыграть то, что предыдущим местом работы Алексея Криворучко был как раз концерн "Калашников".
Готовится и пример успешного импортозамещения немецких дизелей. Сданный в декабре 2018 года головной патрульный корабль проекта 22160 "Василий Быков" получил германскую энергоустановку, но на серийные корабли пойдут уже отечественные агрегаты. Первый серийный корабль проекта 22160 "Дмитрий Рогачёв" уже отрабатывает на испытаниях в Черном море работу дизель-реверс-редукторного агрегата в составе дизеля 16Д49 от Коломенского завода, реверс-редукторной передачи от "Звезды" и системы управления от НПО "Аврора".
Газовые турбины
В ходе того же визита в Петербург замминистра обороны посетил и Северную верфь. Здесь новые газотурбинные двигатели (ГТД) для форсажных энергоустановок ожидают строящиеся фрегаты проекта 22350 "Адмирал Головко" и "Адмирал Исаков". Два первых фрегата данного получили украинские газотурбинные установки.
Как поспешил сообщить Алексей Криворучко, "импортозамещённые" газотурбинные двигатели М90ФР уже изготовлены в Рыбинске на "ОДК-Сатурн" и готовы для отправки на Северную верфь. Отраслевые источники отмечают, что есть проблема. Она заключается в том, что флоту нужны не просто ГТД, а энергоустановки в составе двигателя и редуктора. Выпуском редуктором занимается всё та же петербургская "Звезда". О сроках поставки редукторов для М90ФР не сообщается ничего.
Помимо отсутствия редукторов, "турбинисты" обращают внимание на малую потребность в двигателях М90ФР (кроме фрегата 22350 они используются пока только на корвете 20386), которая не сможет окупить затраты на серийный выпуск. Кстати, на отсутствие долгосрочного планирования сетуют и "дизелисты".
Выходом могло бы стать увеличение серии М90ФР. В ходе того же визита Алексея Криворучко было объявлено о скорой закладке ещё одного фрегата проекта 22350. Также продолжаются работы по созданию проекта 22350М. Наверняка, газотурбинные двигатели М90ФР будут предусмотрены и там.
Больше прозрачности
Примечательно, что дискуссия о проблемах корабельного двигателестроения всё больше выходит в публичное поле. Непосредственные участники процесса – заводы и верфи – не спешат комментировать ситуацию, ибо существуют договорные обязательства, и на кону стоят достаточно большие средства. Суммы взаимных исков исчисляются уже миллиардами рублей. Военные в силу специфики службы также предпочитают не поднимать острую тему.
Однако от обязательств свободны учебные и научные организации. В декабре 2018 года участники форума "Двигатель России" сформировали дорожную карту по развитию поршневого двигателестроения. На днях в петербургском СПбГМТУ завершилась конференция по актуальным проблемам морской энергетики, на которой поднимался и "дизельный" вопрос. Появится ли от этого практический результат, скоро увидим.