Я пыталась разыскать ответ на вопрос, почему Воланд, Мефистофель и иные инфернальные персонажи припадают на ногу? А еще из детской сказки запомнился на всю жизнь мелкий бес по имени Анчутка Беспятый. Почему у всех выходцев из преисподней, независимо от калибра, повреждены ноги?
Ну Воланду, предположим, боль в колене оставила на память «очаровательная ведьма», ну а с Мефистофелем-то что приключилось, кто ему ногу отдавил?
Интернет в ответ на этот вопрос выдает что-то вроде «дьявол был сброшен с неба за ногу». (Как, кстати, и хромоногий Гефест – с Олимпа.)
Однако исследователь русского фольклора А. Афанасьев предлагает более интересную версию.
По утверждению автора, вспышки молнии воспринимались древними как ноги божества. Молния, явление для древнего человека загадочное и необъяснимое, вызывала ассоциацию «не только с летучими, окрыленными стрелами, но и с ногами, как необходимыми орудиями движения резвого бога".
Ноги, кстати, золотого цвета. «Отсюда объясняется почему русский сказочный эпос изображает героев <…> c ногами по колено в золоте, почему греки давали своим богиням эпитеты сребро-и златоногих».
Но ноги эти, увы, не были стройными. Как правило, одна короче другой.
«Так как молния падает с воздушных высот изломанной, искривленной линией, то полет ее фантазия стала сравнивать с нетвердым бегом хромоногого человека или животного, а громовому удару стали приписывать отшибание пят или повреждение ноги у героя громовника».
Сюда же можно добавить мифы об Ахилле и Кришне, которых ранили в пятку (правда, эти герои не растеряли с течением времени респектабельность, в отличие от маленького злыдни Анчутки).
С приходом христианства языческие боги-громовержцы превратились в демонов, сохранив свой прежний - ставший совершенно непонятным - антураж.
По книге А. Н. Афанасьева "Волхвы, колдуны и упыри в религии древних славян".