Что получается, когда немецкий архитектор смотрит на средневековую архитектуру (и зачем он это делает)
1. Готический собор на реке / Gotischer Dom am Wasser, 1813
2. Средневековый город на реке / Mittelalterliche Stadt am Fluss, 1815
3. Готическая церковь на утесе / Gotische Kirche auf einem Felsen am Meer, 1815
Автора!
А вот и он - Карл Фридрих Шинкель, немецкий архитектор, градостроитель и художник. Он родился в 1781 году и умер в 1841-м, успев построить несколько очень разных зданий: Нойе Вахе, Старый музей, Концертхауз и Йоханнискирхе в Берлине, замок Бабельсберг в Потсдаме, Шинкельвахе в Дрездене, Готическую капеллу в Петергофе. Еще он занимался реставрацией Кёльнского собора, и еще он рисовал - кроме картин, его кисти принадлежали, например, декорации к постановке "Волшебной флейты" Моцарта 1816 года.
XIX век - время возрождения интереса к Средневековью и средневековой архитектуре: в Германии в этом веке достраивают башни Кёльнского собора, во Франции начинается масштабная реставрация (а иногда - реконструкция) замков и готических соборов под руководством Эжена Виолле-ле-Дюка, в архитектуре возникает новый стиль - неоготика, и захватывает даже Америку... Картины Шинкеля - это такой взгляд немецкого романтика на готику.
"Готический собор на реке" не продавался, поэтому желающим пришлось заказывать копии у разных художников. Самую удачную написал, пожалуй, Карл Эдуард Бирманн семнадцать лет спустя; она очень точно копирует оригинал, но у нее совсем другая цветовая гамма и другое настроение. Даже название другое - "Собор над городом" / Dom über einer Stadt.
У Шинкеля день, у Бирманна закат (время суток можно угадать по тому, что фасад церкви или собора всегда обращен на запад), более насыщенные цвета, больше контрастность и драматичность. Словом, больше романтизма!
Почитать еще:
Виолле-ле-Дюк и создание Каркассона
Нью-Йорк - город готики
Кёльнский собор: что вы, возможно, о нем еще не знаете
И еще можно подписаться на мой телеграм-канал, там тоже красиво и интересно!