Уж сколько ходит слухов о проклятии Иркутского аэропорта, летчики его откровенно недолюбливают, пассажиры побаиваются. С 1952 по настоящее время, по данным Википедии только в Иркутском аэропорту разбилось 11 самолетов, погибло больше 600 человек (и это не считая аэродром «Иркутского Авиационного Завода»).
Самые крупные авиакатастрофы:
1994 год – самолет Ту-154М, авиакомпании «Байкал», погибли все 125 человек + 1 на земле.
2001 год – самолет Ту-154М, авиакомпании «Владивосток Авиа», погибли все 145 человек.
2006 год – Airbus A310, авиакомпании «Сибирь», погибли 124 человека из 203.
В чем же кроется причина ужасающих трагедий? Версии:
1. Жертвы Политических репрессий Восточной Сибири.
На территории близ взлетно-посадочной полосы аэропорта Иркутск существует мемориал жертв сталинских репрессий, по официальным данным (а не по официальным? Десятки? Сотни тысяч человек?) захоронены 15–17 тысяч человек. Стена скорби и соответствующий мемориал были построены лишь в 90х. А в 1950-ые годы, Иркутский Аэропорт вырубил часть лесного массива со стороны леса (ныне мемориального комплекса), поэтому с 99% вероятностью можно сказать, что под полосой оказалась и часть захоронений.
2. Тектонический разлом (зона нарушения сплошности земной коры)
Чем опасен такой разлом? Здесь конечно нужно дать слово геологам, но поговаривают что такие нарушения могут формировать электрические поля и различные аномалии. Высвобождение большого количества энергии теоретически может влиять на здоровье человека, окружающую среду, технику.
3. Сложная траектория посадки самолетов
Аэропорт Иркутска находится в черте города, который естественно растет и, пожалуй, не за горами то время, когда взлетно-посадочная полоса и терминалы будут считаться чуть ли не центром города. Новый аэропорт строят бесконечное количество лет, еще мои родители, будучи молодыми ждали этого события. Проект строительства нового аэропорта за пределами города обсуждается уже более 40 лет (!!!!!).
Удлинили полосу, реконструировали терминал, а новый все строится… Деньги на проектную работу выделяются, в последствии проект закрывается по каким-то причинам (кстати, каждый раз разным) и начинается все сначала. Не могли найти варианты расположения, потом деньги, затем время и возможность реализации.
Казалось бы, в 2018 году дело сдвинулось с мертвой точки, в День Воздушного флота заложили первый камень в основание нового терминала аэропорта Иркутска (по-прежнему в черте города). Новое здание планируется возвести в непосредственной близости от действующего терминала внутренних авиалиний. Губернатор Иркутской области рассказал о впечатляющих изменениях, которые ждут Иркутскую Гавань и обещал, что на строительство объекта уйдет не более двух лет. Однако в феврале 2019 года, строительство (которое и не начиналось) приостановлено. Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС) уж очень зачастила в Иркутский Аэропорт. Посмотрим, как дальше будут развиваться события. Но, думается мне, что даже мои внуки не дождутся полетов из нового аэропорта. 😂