Найти тему
Satdata

Р-10 (1936): этот самолет - находка для следопыта-любителя

Р-10, он же ХАИ-5, фото из открытых источников
Р-10, он же ХАИ-5, фото из открытых источников

Нередко обнаруживаешь буквально "бриллианты" среди биографий старых самолетов предвоенной поры. Вот и этот, харьковский моноплан, о существовании которого раньше и не знал, оказался весьма интересной машиной.

Он удивительно похож на многоцелевые самолеты того времени - одномоторный, двухместный моноплан, попытка в одной машине соединить бомбардировщик, разведчик и штурмовик... (смотрите СУ-2 и польский "Карась" хотя бы)...

Р-10, фото из интернета
Р-10, фото из интернета

Разработан и доведен до сдаточных испытаний бюро под руководством И.Г.Немана. Правда, после катастрофы сдаточного образца, начались гонения НКВД и на авиабюро - Неман был арестован. Машину доводили до серийной уже без него - видимо это сказалось и на судьбе самолета.

Тем не менее, самолет пошел в серию. Всего построили 493 машины (неплохо для малоизвестного широкой публике самолета-разведчика). Поучаствовал в боях на озере Хасан, Халкин-Голе, походе в Польшу. Но первым серьезным испытанием стала советско-финская война 1939-го. Несколько полков Р-10 отправились на северные фронты, где прошли и через морозы минус 40, и аварийные посадки и прочая. По итогам войны действия авиации были признаны не совсем успешными (мягко говоря). В число самолетов, которые планировали списать - вошел и Р-10. Тут ему повезло. В массовом количестве открывались авиационные училища, туда то и перевели большую часть монопланов. Чтобы курсанты обучались на них для пересадки потом на боевые и перспективные (так тогда казалось) СУ-2 и ЯК-4...

Последним аккордом в жизни сухопутного образца Р-10 стал 1941. При отступлении множество разведчиков были брошены на аэродромах. Немало самолетов перевели из авиаучилищ прямо на фронт, в основном на Украину и Юго-Запад. Там Р-10 пробовали остановить немецкие мото-колонны, использовались и как разведчик, и как бомбардировщик, и как штурмовик. Результат был различный, были и успешные вылеты, но в основном, потери, потери и опять потери...

подбитый Р-10, фото из открытых источников
подбитый Р-10, фото из открытых источников

После 41-го, остатки Р-10 еще несколько лет использовались на разных участках фронта (например, при прорыве блокады Ленинграда), и, в общем, долетали почти до конца войны.

Несколько удачней использовались эти машины на флоте. Неплохо и довольно грамотно применяли их на Черноморском флоте как разведчик и бомбардировщик. Разведывали и потом бомбили вражеские конвои, совместно с ИЛ-2, в целом здесь машина зарекомендовала себя хорошо.

Пара эскадрилий Р-10 также воевала и на Балтике, на аэродромах Каменка и Гражданка под Ленинградом. За несколько потрепанный вид самолеты эти назывались народом "сверхсрочник"... Использовались, как ночной бомбардировщик...

В общем, мораль такая: сначала СУ-2 вытеснил с заводов Р-10, а затем и его самого вытеснил штурмовик ИЛ-2... Сколько еще таких цепочек можем отыскать в истории авиации...

Для справки: около 60 самолетов Р-10 были переданы в гражданскую авиацию. В "Аэрофлоте" они назывались ПС-5. Имели три дополнительных пассажирских места.

Немного о польском "Карасе" - родственнике Р-10 - смотрите здесь.

О СУ-4 - читайте здесь.

Пара слов о спутниковой связи - здесь.

Всем удачи и мирного неба над головой!