Посвящается Надежде Равлюк, директору новосибирской школы 76
Одна в пустой школе. Это так редко бывает. Только летом. Но это не в счет.
Одна в будний школьный день.
Когда расходятся ученики, затихает привычный шум, становятся гулкими коридоры и странно слышать собственные шаги.
Вот и сегодня. Очень поздно вышла из учительской. За внучкой не надо, потому разбирала документы, составляла бесконечные отчеты, которых с каждым годом становится все больше и больше, а потом почему-то рассматривала старые школьные фотографии. Нечаянно нажала на одну, а потом уже не могла оторваться. Нахлынули воспоминания. Потому и засиделась. Жизнь, как один день, пробежала перед глазами.
Точнее жизнь ее учеников, без которых и ее судьбы тоже бы не было.
Наконец закрыла за собой дверь кабинета. Пора домой!
А голова никак не желает отдыхать. Снова мысли – мысли.
Что делать? Жилмассив разрастается, катастрофически не хватает школьных мест. Уже в первом классе по 31 ученику. Не дело это. Наверное, придется и свой кабинет под учебный отдавать.
«Об этом подумаю позже», - она любит это выражение Скарлетт О*Хаара.
И так уже в отделе народного образования на нее криво смотрят. Что ей больше всех надо. Родители, мол, пусть беспокоятся, кто квартиры в новых домах покупает.
Но как не думать? Они же все равно к ней идут. За советом, с просьбой, некоторые вообще требуют. Мол, обязана принять и все. А куда принимать?Странно и пусто в школе. Остановилась возле памятных досок выпускникам, погибшим в наши дни, выполняя свой воинский долг.
Как хорошо она помнит этих мальчишек. Казалось, что хорошо их знала, но не могла себе представить, что они смогут пойти на смерть, спасая других.
Защемило сердце. Навернулись слезы. Очень стала сентиментальной. Все-таки возраст. Да и служба в школе далеко не сахар. Работать с людьми – это вообще самое сложное. К тому же мир очень изменился. Стал агрессивней, жестче, бездуховней.
Да, надо признать, бездуховней. То есть исчезает душа из отношений, из жизни, и из школы тоже. Приходят компьютеры, общение сводится к мессенджерам, образование к инструкциям и отчетам. Дети совсем разучились читать.
Остановилась у фотографий выпускников, которые украшают все лестничные пролеты.
Тут есть и фото ее первых учеников. Тех самых, когда она пришла работать в школу.
В далеком 1982.
Почему в школу?
Потому что любой учитель скажет, что в педагоги приходят только по призванию. Если нет, то и не останется этот человек в школе никогда.
А так спроси любого учителя, который работает в школе очень долго, что привело тебя в школу, ответ будет: « Детская мечта, желание работать с детьми». И обязательно расскажет, как усаживал в детстве кукол и проводил перед ними уроки. Это и про нее тоже.
Желание учить было всегда. Потому что была романтичной девушкой, очень любила читать и верила, что один человек в состоянии изменить мир. А ей очень хотелось сделать этот мир лучше.
Так и оказалась в педагогическом институте, а потом в школе, в которой уже работает, страшно сказать, более 30 лет. И еще будет работать, хотя все пенсионные пределы уже прошла.
Это учитель с большой буквы.
А ей до нее еще ох, как далеко!
Сегодня все ворчат: «Дети стали другие, авторитетов у них нет, никого не уважают, ни с кем не считаются. Учиться не хотят»
Не согласна она. Дети они и есть дети. Мир стал другим. Вот они и приспосабливаются под новые условия. Достучаться до них стало сложнее. Это, да. Потому что взрослые сами от них отгородились. Точнее их отгородили. Вручили им мобильные телефоны, планшеты, так же легче, не мешают, не пристают, не дергают. И так мало стало счастливых, а главное полных семей. В школе все чаще мамы и мамы.
И слово перестало работать.
Ведь смотреть картинки на компьютере гораздо проще. А картинка – это что? Это всего лишь готовая форма. Готовый ответ. А настоящее слово – это ассоциации, множество трактовок, где САМ думаешь, САМ домысливаешь.
Потому она и продолжает вести литературу в старших классах. Если хоть несколько человек откликнется душой на слово – это значит не все потеряно.
Вот уже и первый этаж. Сколько раз она за свою жизнь открыла и закрыла входные двери?
Вот, если посчитать, то.. Более 200 000 раз?
Страшно даже думать.
Жизнь как мгновение.
Только что открыл дверь, а тут уже и время закрывать.
Как хочется его растянуть!
И это возможно, если оставить в детских душах память.
Которая продлит и ее жизнь в том числе.
Да, расфилософствовалась нынче…
По ночному городу шла женщина.
Она шла и улыбалась.
Потому что ей было просто хорошо.
Она впервые осознала, что по-настоящему счастлива.
Как учитель и как человек.