Одним из ключевых событий во время правления первого русского царя стал Стоглавый собор 1551 года. Он кардинальным образом определил дальнейшее развитие православной церкви как одного из важнейших институтов русской государственности.
«В лето 7059-е (1551) месяца февраля в 23 день … Быша сии вопроси и ответы многи о различных церковных чинех в царствующем граде Москве в царских полатех от благоверного и благовенчанного царя и государя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии самодержца к отцу его Макарию Митрополиту всея Русии и ко всему священному Собору…».
Первые четыре главы материалов Собора содержат кроме информации о его подготовке обращение царя к участникам Собора. Иван IV, обращаясь к митрополиту Макарию и представителям собора, говорит о недоверии к боярам, доставивших ему «… великия бедные скорби… яко мне доброхотствуют, но паче же себе самовластие улучшающе». Самодержец пересказывает Собору обстоятельства своего детства: убийство дядей, смерть матери, боярское самоуправство. Через 13 лет царь в более резкой форме изложит эти эпизоды в послании к Курбскому.
Но вернемся к содержанию Стоглава. Принято считать, что важнейшим реформатором церкви стал патриарх Никон. Но, по сути, основу ее реформирования определил Стоглавый собор. Он затронул не только такой болезненный вопрос, как церковные землевладения, но и проблемы, связанные с церковнослужениями, касающиеся как клира, так и мирян. Среди них – иконография, богослужебные книги, двоение Аллилуиа, двоеперстие, духовное образование.
Чтобы избежать различий в написании икон в 41-ой главе Собор предписывает: «Писати живописцем иконы с древних образов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочии пресловущии живописцы». Глава 43 прямо указывает, каким надлежит быть иконописцам: «Подобает быти живописцу смирену, кротку, благоговейну, непразднословцу, не смехотворцу, несварливу, независтливу, непьяницы, неграбежнику, неубийцы». Фактически Собор сделал важнейший шаг в унификации создания иконописных образов. Появились мастера, которым поручен надзор за написанием икон.
Не секрет, что большинство церковных книг переписывались от руки, при этом ошибки, допущенные переписчиками, кочевали из одной книги в другую. В пятой главе содержится следующий вопрос царя: «Божественные книги писцы пишут с неправленых переводов, а написав не правят же: опись к описи прибывает и недописи и точки непрямые. И по тем книгам в церквах божиих чтут и поют и учатся и пишут с них. Что о сем небрежении и о великом нашем нерадении от Бога будет по божественным правилом?».
В 27 и 28 главах Собора («о исправлении книжном» и «о книжных писцах») предлагается решение проблемы – в каждой церкви «дозирать», и в случае необходимости, «с добрых переводов исправлять». Писцам запрещается писать книги «не с добрых переводов», их продавать и покупать. В противном случае они должны изыматься и передаваться даром в церкви.
Несовершенство переписки книг вручную при огромной потребности в богослужебной литературе стало основной причиной развития книгопечатания. В сводном каталоге книг кирилловской печати А.С. Зерновой приводятся данные о том, что в 1553-1563 гг. в России были напечатаны 7 изданий – 2 псалтыри, 3 евангелия и триоди. Т.е. еще до официального открытия печатни в Москве в 1563 г.
Стоглав также утвердил двоение Аллилуиа (гл. 42), двоеперстие при совершении крестного знамения (гл. 31), постановление о нестрижении бороды (гл. 40). В XVII в. патриархом Никоном эти меры будут отвергнуты, что приведет к самому глубокому расколу в истории РПЦ.
Среди вопросов, поднятых Иваном Грозным на Соборе, затрагивалась и тема малограмотности священников. И в 26-ой главе приводится ее решение: в каждом городе священство должно выбрать, а архиереи благословить способных «добрых духовных священников и дьяконов и дьяков женатых и благочестивых» на обучение грамоте. Кроме этого было решено у «священников и у дьяконов и у дьяков учинити в домех училища». Здесь впервые в русской истории школе было уделено столько внимания, как теперь принято говорить, «на высшем уровне».
Значение Стоглавого собора в истории России и РПЦ огромно. Митрополит Макарий (Булгаков) назвал его важнейшим «из всех Соборов, какие только были доселе в Церкви Русской». Как и несомненна заслуга Ивана IV в его проведении и дальнейшей реализации соборных постановлений.
Вы читаете канал музея-заповедника «Александровская слобода», известного как #МузейИванаГрозного.
Александровский кремль – это не просто точка на географической карте. Это – уникальный дворцово-храмовый ансамбль XVI в., в котором размещалась резиденция первого русского царя, на 17 лет (1564-1581) ставшая столицей России. Кровавые события опричнины и борьба за объединения русских земель, зарождение книгопечатания и тайна смерти царевича Ивана, судьба исчезнувшей царской Либерии и семейные драмы Ивана Грозного – все это «Александровская Слобода» с ее белокаменными дворцовыми палатами, Домовым храмом Ивана IV, многочисленными историческими и художественными выставками. Ноу-хау музея – разнообразные анимационные программы и творческие экскурсии-занятия, на которых каждый посетитель становится участником действа и которые пользуются огромным успехом у российских и иностранных туристов.