Ошибка №3
Отсутствие грамотно выстроенной операционной модели
Операционная модель — это все ваши взаимосвязанные между собой бизнес-процессы. И да, она у вас есть, даже если вы никогда ничего сознательно не выстраивали.
Другое дело, что выстроены ваши процессы из рук вон плохо, а по ряду функций вообще сплошные провалы. И это закономерно, пока вы не отдаете себе отчета, что вы в своем бизнесе один за всех: за юриста, за бухгалтера, за айтишника, за продажника-переговорщика, за маркетолога и за весь производственный отдел. При этом хорошо, если вы умеете быть хотя бы производственным отделом, а не пришли учиться всему на фриланс, потому что никто не брал работать без опыта и реальных навыков.
Эта ошибка — причина буквально всех проблем и сложностей, которые могут возникнуть у фрилансера:
- клиент взял работу и пропал — у вас пробелы в риск-менеджменте;
- клиент четвертый месяц шлет «правочки» — не работает процесс согласования и утверждения проектов;
- сорвали сроки, потому что задача оказалась сложнее, чем вы думали — не выстроены процессы управления проектами;
- нет клиентов и заказов вовсе — ваш «маркетинговый отдел» дилетанты и бездельники.
Да, всякий раз, сталкиваясь с очередной проблемой и разгребая ее последствия, вы будете учиться на своих ошибках и достраивать процессы: научитесь узнавать «кидал» на подлете, заворачивать «правочки» мимо ТЗ, трезво оценивать объемы и сложность работы и т. д. Но будут и процессы, о важности которых вы узнаете гораздо позже, чем стоило бы — так ценность фитнеса, отдыха и эргономики рабочего места разъяснят больная спина и туннельный синдром, например.
Казалось бы, и что с того? Все мы так или иначе учимся на своих ошибках, и нет ничего зазорного в том, чтобы совершать их в начале карьерного пути. Это, действительно, так, но не очень понятно, зачем учиться на своих ошибках, если ошибки эти уже тысячи раз совершали другие люди. А некоторые из них даже описали и структурировали свой опыт — в книгах, в учебниках, на youtube-каналах и в обучающих курсах. Даже в стандартах и рекомендациях, которые существуют практически в каждой отрасли и стране. У российских переводчиков, например, это «Рекомендации СПР переводчику, редактору и заказчику» и ГОСТ Р ЕН 15038–2014.
Все, что нужно — признать и принять, что причиной, по которой ваша фриланс-карьера никак не пойдет в гору, может быть нехватка необходимых любому предпринимателю знаний, умений и навыков. Ну и начать их пополнять, конечно же. Или делегировать.
Как исправить ошибку №3: учиться. Для начала выделить и прописать во всем их несовершенстве все процессы, которые есть у вас сейчас. Затем разобраться, как устроен бизнес вообще и в вашей сфере, в частности — изучить опыт, лучшие практики, истории успеха и неудач. На основе этой информации достроить, оптимизировать и автоматизировать свои существующие и выстроить все отсутствующие процессы.
ИТОГО:
Фриланс по своей сути самый настоящий бизнес. Как любому бизнесу вашей фриланс-карьере нужна цель и стратегия, нужны инвестиции и постоянное развитие. Как и в любом бизнесе, жизнеспособность и перспективы вашего дела будут определяться логичностью и последовательностью решений руководства — ваших. Сократить риск принятия неверных решений и не сбиваться на пути к цели может только руководитель, который знает как устроено его дело изнутри — каждый внутренний процесс.
Удачного вам бизнеса, коллеги-фрилансеры.
Лайк автору!