Ошибка №2
Отсутствие цели и стратегии ее достижения
У любого успешного бизнеса всегда есть цель, миссия и видение — вот эти пафосные и, как многим кажется, бессмысленные и не до конца честные заявления на сайтах крупных компаний. Нормальный же четкий фрилансер (здесь и далее «халтурщик») никогда не лукавит — цель и миссия его деятельности в зарабатывании бабла. Ибо как иначе?
Бизнес продает ценность, халтурщик — свое время. Продается, надо признать, и то, и другое. Однако продается совсем разным покупателям и за разные деньги.
Давайте вернемся к нашему столяру из примера выше. В каком случае у столяра появляется шанс стать успешным мебельным бизнесом: продавая желающим час своего рабочего времени за ХХ руб., или продавая удобные и безопасные детские кроватки молодым родителям / продуманные до мелочей кухни домохозяйкам и домохозяинам?
Кого бы наняли вы, будучи владельцем бизнеса: переводчика 300-за-страницу, или переводчика я-создам-текст-который-поможет-клиенту-принять-решение? Переводчика день-в-кабине-15К или переводчика участники-конференции-будут-довольны-вашей-организацией-и-моим-переводом? Выбор очевиден, конечно.
Однако, стратегическая ошибка здесь не в том, что вы неправильно позиционируете свои услуги и продукты. Неверное позиционирование — всего лишь следствие того, что ценность этих услуг и продуктов на первых этапах фриланс-карьеры бывает на самом деле невысока, поэтому вы не можете ее осознать и внятно сформулировать.
Выбирая продавать время, вы не растите ценность своей услуги. Стратегически это выражается:
- в многостаночности, когда и стихи, и курсовые, и любая тематика в любом направлении. Через пять лет такой «работы» вы будете оставаться в глазах клиентов тем же мастером-ни-в-чем, каким пришли на фриланс еще студентом. За пять лет целенаправленного развития в отдельной нише в любой сфере можно стать квалифицированным специалистом с хорошим портфолио «кейсов».
- В отсутствии внятного профессионального и личностного развития. Даже если вы читаете по 100 книг в год, ходите на курсы и всячески за работу над собой, при отсутствии конкретной цели и видения это все может не играть никакой роли для вашего бизнеса. Никто еще не стал «более лучшим» переводчиком после кулинарного курса или интенсива по игре на гитаре.
- В неинвестировании в себя и свой бизнес. Под лозунгом «я тут, чтобы зарабатывать, а не тратить». Ни один бизнес не выживет, если в него ничего не вкладывать — деньги, время, усилия. Нет денег на хороший курс в нужной сфере — тратьте время на чтение книг и самостоятельный тренинг. Нет опыта и портфолио — возьмите пару волонтерских или просто выдуманных проектов, которые станут вашими решенными кейсами. Так поступают предприниматели. Пока халтурщики жалуются, что никто не хочет им платить за их драгоценное время.
Как исправить ошибку №2: решить, кем и где вы хотите быть через n лет; трезво проанализировать шансы на успех при текущих ресурсах; понять, каких ресурсов (компетенций, денег, технических ресурсов и т. п.) вам не хватает, чтобы достичь желаемого; распланировать обретение необходимых ресурсов и все шаги на пути к цели.
Последовательно воплощать планы в жизнь.
Продолжение завтра, не пропустите.