Найти тему
Писатель дома

Ищу человека

Подходящий читатель, как он выглядит и где его взять?

На писательском тренинге, который я прохожу традиционно вот здесь – и, кстати, всем этот канал искренне советую – снова выпало традиционное задание: описать своего читателя. Тренинг я прохожу не в первый раз: и потому, что повторение – мать известно чего, и потому, что учиться люблю, как завещал известно кто. У меня сохранились мои ответы на тот же вопрос прошлого года. И вообще – хороший повод поразмышлять на темы: для кого я пишу; что такое ниша; где ее искать.

Казалось бы, я двадцать лет в бизнесе, что называется, и должна бы знать рынок, но… хронический писатель, писатель в вакууме, так сказать - существо по сути своей ленивое и нелюбопытное. Он предан Аполлону, а до читателей ему дела нет, ибо творит для вечности. По собственному опыту могу сказать только, что при таком отношении писателя потенциальным читателям закономерно нет до него никакого дела. Образно говоря, эпоха Аполлона немножечко отошла в сторону, когда началась эпоха синематографа, и не сказать, что я очень расстроена этим фактом. Необходимость увлечь читателя (который в этом разрезе становится в первую очередь покупателем билета на ваш рейс с Земли в стратосферу мысли) не кажется мне зазорной. Но чтобы увлечь, надо понять сперва, а кто он, собственно, этот читатель?

Читатель – некий портрет того, для кого вы пишете. Чем более конкретен этот портрет в вашей голове, тем более вероятно, что вы со своим читателем встретитесь – через текст. Ниша – та пещера, где эти читатели обитают. Может быть размером с квартирку, может занимать полконтинента. И хорошо бы научиться сперва попадать в дичь точечно, а потом уже усеивать цветами красноречия материки и океаны. Где же его, читателя, выслеживать и брать тепленьким? О, я сама честно ищу ответ на этот вопрос. Потому что от ответа зависит и формулировка главной мысли произведения, и способ его подачи, и, как результат – выстрелит/не выстрелит, произойдет алхимическая реакция другого человека с вашим текстом или нет.

Автор образца 2003 года на историческом фестивале "Рыцарский замок" (Выборг), фото из бездонных архивов. Качество фото хромает, но черты лица вполне узнаваемы.
Автор образца 2003 года на историческом фестивале "Рыцарский замок" (Выборг), фото из бездонных архивов. Качество фото хромает, но черты лица вполне узнаваемы.

Вот для примера мой ответ на вопрос годичной давности: возраст, пол, образование, семейное положение, а также – чего хочет читатель, какую его проблему решит моя книга, и как она это сделает. Итак, мой читатель – Ж/М (80/20 в процентном отношении), образование высшее (70/40 гуманитарии/технари), семейное положение – в отношениях, дети есть (1-2), возраст 25-40. Общечеловеческая ценность книги, ее внутренний миф: путь героя, рождение, взросление, становление, расцвет, гибель. Для девочек: о том, какой ад на самом деле принц на белом коне (да, герой реально – почти принц по рождению, и у него даже есть белый конь). Для мальчиков: о том, что власть не есть ценность в сравнении с собственным сердцем. Какую проблему решаю? Немножко образовать, немного заставить подумать. Да так, чтоб до последней страницы не хотелось отложить книгу или пролистать.

Перечитывая сегодня, год спустя, этот ответ, совершенно отчетливо понимаю, что он – ни о чем практически, хотя год назад казался предельно конкретным. Этот ответ - обо всем. Тут уж я сама виновата, вдохновение – плохой помощник в стратегическом планировании, а начинала я писать свой проект именно по вдохновению. Теперь приходится переобуваться на лету, примерно прикидывая, что именно и кому я хотела сказать, и подгонять мессидж под изменившиеся условия. Короче говоря, делюсь отрицательным опытом - никогда так не делайте, друзья мои.

Ответ нынешнего года зависит так: самая конкретная моя публика, возрастом от двадцати до пятидесяти – это участники исторических ролевых игр, ну да, те самые реконструкторы, про кого вы двадцать лет назад слышали, что они по лесу в простынях бегают и эльфами друг друга называют. За те двадцать лет они, правда, успели вырасти в серьезнейшие военно-исторические клубы, с таким теоретическим бекграундом, который иногда не у всякого преподавателя истории Средних веков встретишь. Это именно тот пласт читателей, кому не нужно объяснять термин «живая история» - потому что они в ней и так живут. Какую проблему я решаю для них через мой текст? Даю возможность скоротать зимние вечера в привычной обстановке, пока не начнется ролевой сезон… Роман как часть субкультуры, но возможный к применению к культуре вообще – мне нравится эта идея. Также роман возможен к применению в нише любителей исторического романа вообще (т.к. реальные события, проработка быта, действительно существовавшие персонажи с сохранением биографии).

Чем этот ответ на вопрос лучше, чем предыдущий?

Из него понятна ниша (куда более узкая) – это раз, и понятно, где их физически искать, этих самых читателей. А если к этой нише пристроится любая другая – скажем, просто любители приключенческих романов с динамичным сюжетом - это будет замечательно. Или микрониша – любители истории Шотландии, или… экспансия возможна, но начнем со сравнительно небольшой, специализированной грядки.

А через год проверим, был ли правильным мой ответ на вопрос.

Оставайтесь с нами :)