«Пилот» проанализировал уходящий 2018 год и подвёл его итоги для отечественного ритейла. Рассказываем о самых ярких трендах и влиянии на них технологий.
Изменения законодательства
Проблема со штрихкодами. Первое нововведение, которое плотно затронуло как ритейлеров, так и производителей продуктов, это изменение требований к штрихкодам продуктов. Раньше продавцы и покупатели довольствовались стандартным линейным штрихкодом EAN 13. Однако затем формат штрихкодов стал меняться на DataBar Expanded Stacked, представляющий собой EAN 13 и EAN 128. Изменения напрямую затронули маркировочное оборудование, в том числе и весы с функцией чекопечати. Неожиданно выяснилось, что модели устройств, вышедших на рынок пять лет назад и более, с их внутренним микрокодом, объёмом памяти и стеком доработать до соответствия изменившимся требованиям для вендора более затратно, чем выпустить новые весы. В результате производителям продуктов и ритейлерам пришлось поменять парк оборудования.
Массовая замена фискальных накопителей (ФН). Второе событие, существенно попортившее нервы ритейлерам — это массовая замена фискальных накопителей. У любого фискального накопителя определён срок эксплуатации: по закону это устройство рассчитано на работу в течение 13 и 36 месяцев. За это время на ФН может быть записано порядка 180-250 тысяч платёжных операций (это равно примерно 450-600 чекам ежедневно) в зависимости от модели. По истечении срока эксплуатации или переполнению памяти ФН блокируется. А это ведёт за собой блокировку ККТ и, как следствие, остановку работы кассы. Поэтому производителям ККТ в середине года пришлось массово менять ФН в онлайн-кассах розницы.
К слову, развитие 54-ФЗ привело к двум ярким трендам. Во-первых, продолжает пополняться реестр контрольно-кассовой техники налоговой. Например, «Пилот» в этом году внёс в него новую модель ККТ SKY-PRINT Mini-F.
Во-вторых, представители розницы окончательно запутались в терминах, и перестали различать, где касса, где онлайн-касса. Наши специалисты пытались бороться с этим явлением и даже выпустили разъясняющую статью.
Обязательная маркировка товаров. Да, маркировка стартует только с 2019 года, но уже в этом году с ней пришлось разбираться целой группе ритейлеров. Она затронет следующие товары: табак (с 1 марта 2019 года), обувь (с 1 июля 2019 года), шины и покрышки (с 1 декабря 2019 года), духи и туалетная вода (с 1 декабря 2019 года), фотоаппараты и лампы-вспышки (с 1 декабря 2019 года), предметы одежды (с 1 декабря 2019 года будут маркироваться: блузки из трикотажа, блузы и блузоны машинного или ручного вязания — женские или для девочек, мужские, женские и детские пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки, ветровки, штормовки и аналогичная верхняя одежда, одежда, сделанная из натуральной или композиционной кожи).
На сегодняшний день более-менее прописаны только тонкости маркировки табака. Требования к маркировке других обозначенных выше товаров вызывают вопросы. Но уже понятно, что ритейлерам потребуется докупомлектовать торговое оборудование. В частности, им потребуются:
- сканеры штрихкодов, считывающие коды DataMatrix;
- терминалы сбора данных (ТСД), умеющие работать с DataMatrix;
- принтеры этикеток.
Мы составили перечень оборудования, которое поможет ритейлерам соответствовать требованиям по обязательной маркировке товаров. Разрабатывая его, мы брали за основу собственный опыт, который получаем, участвуя в пилотных проектах, запущенных в рамках обязательной маркировки товаров.
ЕГАИС 3.0. Да-да, та самая ЕГАИС, которую так активно обсуждали пару лет назад, всё ещё развивается и видоизменяется. А потому доставляет некоторые неудобства ритейлерам. В конце этого года им пришлось озаботиться заменой акцизных марок (их старый формат нельзя будет использовать с 1 января 2019 года) и обновлением кассового ПО, которое смогло бы с ними работать. Это может делать и «Профи-Т»: при сканировании она проверяет, соответствуют ли акцизные марки регулярному выражению. Если да, то информация поступает в УТМ, если нет, то кассовая программа запрещает передачу данных.
Улучшение обслуживания
Снижение покупательского спроса привело к тому, что, так или иначе, ритейлеры задумались о том, что мало привлекать новых клиентов, следует направить все силы над удержанием действующих. А как это сделать? Ответ покупатели подсказали сами: нужно улучшать качество обслуживания. Например, этот вывод подтверждает исследование, проведённое социологической службой консалтингового агентства Paper Planes среди посетителей гипермаркетов детских товаров.
У респондентов спросили, что их раздражает. Выяснилось следующее:
- 20% назвали нехватку персонала;
- 16% выделили неудобства, связанные с очередями;
- 7% заявили о некомпетентности консультантов;
- 4% считают, что магазины проводят мало промоакций.
Получается, что важный фактор улучшения качества обслуживания — более плотная работа с консультантами. Помогает в этом мобильная касса, об этом говорят даже сами сотрудники торговых залов: согласно одиннадцатому ежегодному исследованию потребительских предпочтений по всему миру (Global Shopper Study) Zebra Technologies, две трети (66%) опрошенных продавцов-консультантов считают, что если бы у них были планшетные компьютеры, то могли повысили качество обслуживания клиентов и улучшили их впечатления от шоппинга.
Ускорение очередей
Но как бы не старались консультанты, если в магазине регулярно выстраиваются километровые очереди к кассе, то покупателей удержать будет тяжело. Поэтому ритейлеры в 2018 году старались разными методами решать эту проблему. Среди них:
- оптимизация работы персонала при помощи кассовой программы;
- автоматизация кассовой зоны;
- работа с отложенными чеками;
- настроенная оплата.
Бороться с очередями можно разными способами, но мы собрали несколько работающих советов.
Глобальная лояльность
Третий кит, на котором стоит грамотная работа с покупателями, это повышение их лояльности к магазину. Поэтому ритейлеры продолжают внедрять программы лояльности. Ещё пару лет назад больше внимания они уделяли дисконтным программам. Но 2018 год закрепил тренд, согласно которому представители даже non-food сегмента переходят на бонусные программы лояльности. Причин тут много, но главная заключается в выгоде для ритейлера: бонусная программа не даёт покупателю сразу воспользоваться скидкой и мотивирует его вернуться в магазин.
Помимо бонусных программ, в 2018 году ритейлеры удерживали внимание и интерес покупателей при помощи маркетинговых акций.
Совмещение форматов и внедрение инноваций
При падении потребительского спроса магазины, желающие удержаться на плаву, идут на смелые меры: они изменяются и внедряют перспективные технологии. Популярное решение — открыть на территории торговой точки небольшое кафе, которое продаёт кофе и свежую выпечку. Благо, для этого не нужны специализированные решения. А если даже ритейлер решил его внедрить, то оборудование, возможно, менять не придётся. Например, ККТ «Пилота» интегрирована с ПО для автоматизации ресторанов R-Keeper.
Также есть специальные технологии, позволяющие легко достигнуть гибридного формата магазина. Например, гибридная касса — представляет собой систему, внешне похожую на станцию кассового самообслуживания (Self-checkout), но предназначенную для одновременной работы на ней, как покупателя, так и сотрудника магазина или кафе. Основная задача гибридной кассы — автоматизировать наличные расчёты с покупателями в тех случаях, когда процесс обслуживания подразумевает участие сотрудника магазина. Ярким его примером является формат торговли через прилавок.
Также в 2018 году ритейлеры:
2019 год покажет, как заданные ранее тренды будут развиваться.
Оригинал статьи на pilot.ru
Подписывайтесь!
Читать новости ритейла в удобном формате — легко. Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Facebook, «ВКонтакте» и YouTube.