Найти тему
Жизнь в движении

Хандыга - "нулевой" километр Колымского тракта

В нашем большом зимнем путешествии на Чукотку особое место было отведено Колымскому Тракту и федеральной трассе Р504 «Колыма». Я начал рассказ про этот трассу в одном из предыдущих репортажей:

Трасса "Колыма". Чтобы выжить или добраться вопреки?

Именно по Р504 «Колыма» нам предстояло преодолеть тысячу километров до ухода на автозимник "Арктика".

Хандыга в 50 градусный мороз
Хандыга в 50 градусный мороз

И если федеральная трасса "Колыма" берет свое начало в Якутске, или если быть точнее в поселке Нижний Бестях, то настоящий Колымский тракт берет свое начало в забытом богом поселке - Хандыга, что в 450 километрах восточнее Якутска.

река Алдан
река Алдан

Именно здесь в 1939 году СеввостЛАГ Дальстроя НКВД, на берегу реки Алдан построил пристань Хандыга и именно отсюда началось строительство того самого Колымского тракта в направлении Оймякона.

Надо сказать, что Колымский тракт строился с двух сторон, поэтому работы велись также и со стороны Магадана, но это другая история.

река Алдан в Хандыге
река Алдан в Хандыге

А на календаре было 26 января и выехав из Якутска днем, мы достигли ледовой переправы через Алдан уже глубокой ночью.

Улицы Хандыги
Улицы Хандыги

Следующим утром, первое, что удивило, то как стремительно понижалась температура за бортом по - мере приближения к Хандыге. Если у переправы через Алдан даже ночью термометр показывал не более -45С, то к Хандыге уже было -52С.

Термометр показывает -52
Термометр показывает -52

Сейчас в Хандыге ничто не напоминает о драматическом прошлом, связанном с временами Дальстроя. Нет даже музея.

Обычный полузабытый рабочий поселок с населением менее 6 тысяч человек и при этом являющийся административным центром Томпонского района . Есть школа, пристань, детский сад, кафе, АЗС и нефтебаза, администрация района.

Улицы Хандыги
Улицы Хандыги

Но даже такому очагу цивилизации оказываешься рад в в суровые 50 - градусные морозы в глубине якутской тайги. Заправиться топливом, поесть и отогреться и в крайний раз убедиться, что автомобиль не подведет в последующие 500 километров трассы, где нет никого и ничего.

Хандыга
Хандыга

А до 1953 года именно здесь базировался Алданский исправительный лагерь Дальстроя. В пик его численности доходила до 7500 человек, вот такие были масштабы строительства на этом участке.

-9

Сейчас же это последний форпост цивилизации перед Усть-Нерой до которой почти 500 километров безжизненной тайги. Нет, конечно, через 70 километров будет Теплый ключ, но это уже небольшой поселок по меркам Хандыги и Усть-Неры. Случись что, реальная помощь только в этих двух населенных пунктах.

-10

И именно в Хандыге когда-то заканчивался Колымский тракт, а дальше грузы доставлялись в Якутск по реке Алдан, пока не был построен 450 километровый участок дороги Якутск - Хандыга. Вот такие были непростые времена. К слову сказать, до конца 1990-х из Хандыги можно было добраться до Якутска и водным транспортом, но сейчас это уже почти забытая история.

-11

Ну а нам Хандыга запомнилась еще и тем, что в центре поселка, в 50 - градусный мороз рядом с единственным кафе, нам пришлось менять топливный фильтр у своего Ниссана, периодически отогреваясь в том самом кафе. И встреченный китайский турист на внедорожнике Ssangyong, которого тащили на буксире из самого Оймякона.

Если вам интересна тема зимних путешествий вот еще мои репортажи на эту тему:

Зимники Чукотки. Как попасть в самое труднодоступное село Чукотки?
С Чукотки на Колыму. Несуществующая дорога жизни

Если статья вам понравилась, делитесь в социальных сетях и ставьте лайки - так вы поможете каналу в развитии.

Подписаться на канал можно здесь

Также у меня есть канал в instagram и youtube.com