Найти в Дзене
Александр Матусевич

Бродвейские амбиции

Сцена из мюзикла “Винил”. Фото – Сергей Горохов
Сцена из мюзикла “Винил”. Фото – Сергей Горохов

В столице полным ходом идет юбилейный театральный фестиваль «Золотая маска» – в текущем сезоне институция отмечает свой четвертьвековой юбилей.

Музыкальная афиша как никогда необычна. В опере – практически только московские спектакли: главные номинанты-ньюсмейкеры из провинции – курентзисовские проекты из Перми – по традиции форум проигнорировали. Жюри их отсматривает на выезде – видимо, для того, чтобы раздать лауреатства без лишней огласки.

В балете эпатажные новинки соседствуют с более чем пыльной классикой – радикализм оперных номинаций, видимо, попытались уравновесить раздачей «всем сестрам по серьгам» во втором великодержавном академическом жанре.

Третья часть музыкальной афиши – «оперетта/мюзикл» – совершенно обошлась без старинного легкомысленного жанра. Зато мюзиклов представлено внушительное количество: из обеих столиц, крупнейших городов Урала и Сибири. Правда, и здесь не все региональные спектакли доехали до Москвы: для пермского «Карлика Носа» в Первопрестольной не нашли подходящего театрального пространства.

Первым же из региональных музкомедий свою продукцию показал Красноярский музыкальный театр, выступивший на сцене Театра имени Моссовета.

«Винил» композитора Евгения Загота – попытка рассказать музыкальными средствами об эпохе оттепели, о времени Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года.

Пьеса Карины Шебелян, легшая в основу либретто, представляет собой пример самой что ни на есть развесистой клюквы, педантично вобравшей в себя все мыслимые и немыслимые штампы о советской эпохе. Злые кагэбэшники и тупоумные комсомольские работники противостоят вольнолюбивым стилягам, которые не хотят маршировать строем в одинаковых робах, а предпочитают попугаичьи расцветки и западные ритмы.

Музыкальная мысль покорно следует за нехитрой логикой драматурга: «война» джаза и рок-н-ролла с духоподъемными маршами и массовыми песнями – вот довольно-таки примитивная музыкально-драматургическая идея нового опуса.

Выспренние, весьма корявые стихи Валерия Захарова, плоский юмор постоянно оставляют ощущение неловкости – словно присутствуешь на агитационном мероприятии в каком-нибудь ДК, и не беда, что агитация антисоветская: методы все те же, из советского прошлого – грубые, прямолинейные, нарочитые.

Если бы что-то подобное было показано в «святые девяностые» – время тотальной промывки мозгов бывших советских граждан, «страны непуганых идиотов», предельно доверчивых, которым любая беззастенчивая пропаганда впаривалась на ура, – то вопросов нет, большинство бы даже, пожалуй, и не заметило бесталанности и дешевого популизма, сквозящих здесь из всех щелей, а даже, возможно, и восприняло бы как откровение, как новое слово в искусстве, как «открывшуюся правду» об очередном «проклятом прошлом».

Но сегодня подобная дребедень выглядит сущим анахронизмом и вызывает грустные ухмылки: красноярская поделка также неумела, и также бесталанно политизирована, как и (в большинстве своем) современный российский кинематограф, усиленно рисующий ужасы советского прошлого гражданам, у которых методично и последовательно в последние три десятилетия отбирают достижения советского социального государства.

Работать с таким материалом, пытаться сделать из него живой спектакль – сущий ад. Однако надо отдать должное режиссеру Николаю Покотыло: он всеми силами пытается сотворить нечто пристойное и кое-что у него действительно получается. Спектаклю не откажешь в динамике, в умелом использовании пространства, в грамотном выстраивании мизансцен.

Удачно сценографическое решение Юрия Наместникова – развернуть все действо на дорожках гигантского винилового диска, мечта о полноценной записи на который живет в умах молодых музыкантов – героев мюзикла, довольствующихся пока лишь кустарными фонограммами на рентгеновских ребрах.

Вращающийся круг дает возможность быстрой смены обстановки, что также идет на пользу кинематографической стремительности спектакля.

Свой вклад в динамику вносит и пластическое решение – работа хореографа-постановщика Марины Суконцевой весьма музыкальна и органична. Номинация Наместникова за костюмы – единственная, не вызывающая никаких возражений и вопросов: яркие прикиды золотой молодежи получились по-настоящему удачными, не просто радующими зрительский глаз, но задающий нужный тонус всему шоу, которое очень хочет походить на нечто бродвейское.

Исполнительский уровень что музыкантов в яме (дирижер Валерий Шелепов), что артистов-вокалистов на сцене свидетельствует о как-то слишком прямолинейно понимаемом значении термина «мюзикл» – как музыкальной комедии с акцентом на второе слово, которое часто рифмуется с невзыскательностью и отсутствием хорошего вкуса.

Главная музыкальная краска – бодрость, она же громкость, при этом о точности и слаженности, интонационной прежде всего, как-то забыли почти совсем. Поэтому и без того слишком эстрадный вокал красноярских артистов у некоторых становится совсем уж полулюбительским – с плавающим, не опертым звуком (у мужчин), визгливыми «украшениями» (особенно у женщин).

При этом в труппе, безусловно, есть яркие голоса, однако сам музыкальный материал и концепция спектакля почти не дают возможности проявиться лучшим их качествам.

4 марта 2019 г., "Новости классической музыки"