Гипотетическая технологическая безработица, которая грозит человечеству из-за роботов, ИИ и т.п. ставит философско-правовой, философско-политический и моральный вопрос о том, на каком основании бесполезный человек может претендовать на получение жизненных благ — того же базового дохода?
Здесь предстоит мучительный и неприятный уход от привычной философии "функционализма", предполагающей, что человек объявляется достойным чего либо именно в силу своей функции , служения, приносимой пользы — "а паразиты никогда" (Л. Мечников в Книге "Цивилизация и великие реки" обращает внимание, что еще цари древнего востока старались обосновать свою власть через какую-то приносимую своим народам пользу).
Этот тотальный, доминирующий над нашим мышлением функционализм породил и нерешаемую проблему смысла жизни, — когда даже у всей жизни в целом есть некая функция.
Но смысла жизни нет, и для обоснования права на базовый доход нужно и в оценке нашей жизни идти к осознанию того, что мы, как сказал Хайдеггер, "вброшены" в жизнь помимо нашей воли и по неизвестным никому причинам.
Вероятно, первым "систематическим" отходам от функционализма была теория естественного права — концепция предоставления прав просто по факту рождения и существования. Естественное право очень гармонично идее базового дохода.
Константин ФРУМКИН