7 мая во втором корпусе Национальной библиотеки РБ (ул. Октябрьской революции, 10) состоялось открытие выставки «Мир странствий», посвященная 80-летнему юбилею известного уфимского художника-реалиста Наиля Рамазанова.
София ЕНИКЕЕВА
С его помощью художник подчеркивает и выделяет то, что в обычной жизни было бы скрыто.
История «Каменного цветка», надо сказать, весьма необычна. Как-то раз на завод, на котором в то время работал Наиль Нугуманович, привезли картины — иллюстрации к известным сказкам. Среди них была и иллюстрация к сказке Бажова. Художник, увидев эту картину, понял, что может написать гораздо лучше, — так и родился его собственный «Каменный цветок».
Пейзажные работы Наиля Рамазанова потрясают воображение. Филигранность каждой выписанной детали сочетается с необычайной легкостью и живостью всей композиции. Вот, например, полотно «Весна под Уфой». Деревья, талая вода, снег, проталины и мягкий, рассеянный свет — все создает ощущение присутствия зрителя в самой картине.
Пронзительно-четкая, наполненная ярким светом, картина «Моя колыбель» изображает старинный дворик среди деревянных домов, в котором прошло детство художника. Домов этих, некогда распологавшихся на улице Цюрупы, уже нет. Но при взгляде на картину создается смутное ощущение, что места, изображенные на ней, тебе давно знакомы — знакомы по какому-то внутреннему чувству, созвучны твоим мыслям, твоему настрою.
Очень выразительны полотна, изображающие виды Туркменистана и Узбекистана. Вот «Самаркандский перевал» (на нем художник как-то раз попал в автомобильную аварию и чудом спасся). Вот «Утро в Пятигорске» — темные дома и на их фоне — силуэт девушки в ярком пальто и высокой меховой шапке... Вот идут по улице восточный мужчина в тюбетейке и его жена в хиджабе... Картины в выставочном зале висят в два ряда — их оказалось так много, что они едва уместились на стены. Часть полотен пришлось оставить «за кадром».
Несмотря на то, что он — художник-реалист, реальность у него — своя. И реальность эта — настолько красива, что при взгляде на нее захватыает дух. Наверное, главное в любом художнике — умение видеть прекрасное даже в самых обыденных мелочах, и представлять обыденное так, чтобы зрители увидели его красоту и погрузились в нее. И Наилю Рамазанову удается достичь этого.
Наиль Рамазанов начал рисовать еще в детстве. Родился Наиль Нугуманович 17 февраля 1931 года в Кушнаренковс-ком районе Башкирской АССР. Часть жизни провел в Узбекистане и Туркменистане, что нашло отражение в его работах. Ныне является членом Союза художников Республики Башкортостан, в который вступил не сразу, — как признается сам художник — за славой он никогда особенно не гнался. Для него всегда на первом месте было творчество.
Любимых художников у Наиля Рамазанова много. Он очень любит Кустодиева, — первой увиденной им работой знаменитого художника был «Большевик». Образ великана со знаменем, решительно шагающего по улице, надолго запал в сердце тогда еще маленького мальчика. Шел 34-й год...
Работы Наиля Рамазанова — необычайно атмосферные и яркие. Два его масштабных полотна, висящие рядом напротив входной двери, сразу же привлекли мое внимание. На первом из них — «На Курской дуге» — изображены горящие и взрывающиеся танки и убегающие прочь фашисты с перекошенными от ужаса лицами. Следующая картина, напомнившая мне иллюстрацию из старинной книги сказок, называется «Каменный цветок». На ней — Данила-мастер, работающий над Каменным цветком, и Хозяйка Медной горы, придирчиво оценивающая его работу. .'
Цвета на полотне — очень яркие, насыщенные; поражает . обилие разноцветных мазков и тонких линий. Но самое главное — атмосфера, игра света и тени. Главный герой на картинах Наиля Рамазанова — свет.