Найти тему
Satdata

АР-2 (1939): хороший пикировщик уступил свое место в небе другим машинам.

АР-2, фото из открытых источников
АР-2, фото из открытых источников

К 1940-му году страна нуждалась в новых пикировщиках и скоростных бомбардировщиках. Свиду тендеры по выбору перспективных самолетов сталинского времени напоминали рыночные современные - вроде все на равных, а выигрывают "темные лошадки". Так было и с штурмовиками, и c дальними бомбардировщиками, вот и с пикировщиками такая же история...

Коллектив во главе с т.Архагельским А.А., поступил довольно мудро - модернизировал скоростной бомбардировщик СБ-2, применив моторы М-105Р, и, в результате уменьшив площадь крыла на 8 кв.метров. Также применили несколько новинок - типа решетчатые аэродинамические тормоза, автоматы выхода из пике и вывода бомб из внутреннего бомбоотсека...

По сравнению с основным конкурентом - Пе-2 - обладал и еще одним существенным плюсом: обладал прекрасными взлетно-посадочными качествами. И был прост для освоения молодыми летчиками. А вот уж Пе-2 в этом отношении был не подарок.

АР-2, фото из открытых источников
АР-2, фото из открытых источников

Испытания подтвердили массу преимуществ АР-2 - ну разве что скорость была малость поменьше, чем у Пе-2, так и правильно - тот то разрабатывался вообще как дальний истребитель....

Но, по каким то тайным причинам АР-2 пошел в небольшую серию - 200 машин к войне успели сделать. В 1941 заводы перешли на выпуск только "Пешки"...

Дальнейшая судьба АР-2 показательна - воевал на разных фронтах, на Юго-Западном, и под Великими Луками был замечен, позднее - над Таманью. Потери в 1941-м были огромны - почти половина машин была сбита или брошена при отступлении. Причина гибели в воздухе примерно понятна - неправильное использование машин без истребительного прикрытия и бесконечные попытки добиться победы любой ценой...

АР-2 - фото интернет,открытые источники
АР-2 - фото интернет,открытые источники

А как могли пригодиться данные машины при наступлении в 1944-1945 годах - когда появилась насущная необходимость в пикировщике именно с такими характеристиками (надо было взламывать упорную оборону противника, а ИЛ-2 и ПЕ-2 не полностью отвечали требованиям).... Но к тому времени АР-2 уже практически отсутствовал в боевых частях....

Некоторые полезные сведения добыты из книги Виноградова и Минаева "Самолеты СССР", 1961 года выпуска

Прочитать кратенько о конкуренте-победителе ПЕ-2, вернее истребителе ПЕ-3 - можно здесь.

О современной спутниковой связи - здесь.

Всем успехов и мирного неба над головой!