По мотивам статьи "На легких крыльях...", задаюсь вопросом, а какие самые маленькие летательные аппараты с пилотом на борту существовали в истории авиации?
Первые летающие планеры были изобретены и испытаны пионером в области авиации, немецким инженером Отто Лилиенталем (Karl Wilhelm Otto Lilienthal)
Планеры имели размах крыльев около семи метров и длину около четырех, правда сравнивать планеры Лилиенталя в те времена было особо не с чем. Отто Лилиенталь внес огромный вклад в рождение авиации, его научные труды послужили основой для исследований многих ученых и изобретателей. В их числе братья Райт, изобретатели самолета, и Русский профессор Николай Егорович Жуковский, основатель гидро- и аэродинамики. К сожалению, во время очередного испытательного полета, 10 августа 1896 года, Отто Лилиенталь разбился и погиб. По легенде, перед смертью, он сказал своему брату "Opfer müssen gebracht werden" - Жертвы неизбежны.
Самолёты...
История планеров и самолетов постоянно пересекается, и по правде говоря, самолет - это планер с мотором. Только задачи перед этими летательными аппаратами, зачастую ставятся разные. Малый размер, в частности малый размах крыла, для планера может быть большим недостатком, а для самолета большим достоинством. Хотя, все зависит от поставленных задач, например Space Shuttle и космический корабль "Буран", на этапе снижения в атмосфере, тоже планеры, а относительный размер их крыльев весьма не велик.
В 1933 году французский изобретатель Анри Минье построил самолет "Блоха" (Le Pou-du-ciel) оригинальной конструкции.
Размах переднего крыла - 5.5 м, а заднего - 4 м, такая аэродинамическая схема называется тандемной.
Анри Минье задумывал этот самолет, как очень простой в изготовлении и при пилотировании, но недостатки такой аэродинамической схемы и недостатки в системе управления привели ко множеству катастроф, в том числе с гибелью пилотов. Не смотря на это, энтузиасты до сих пор строят свои модификации этих самолетов, а во Франции даже проводят ежегодные фестивали.
Кстати, по такой же аэродинамической схеме был создан еще один маленький самолет "Квики" (Quickie) Американского конструктора Берта Рутана.
Размах крыла - 5.08 м, длина - 5.3 м. Благодаря применению композитных материалов и использованию ламинарных профилей крыла, удалось добиться хороших лётных характеристик, даже при использовании маломощного двигателя. С двигателем 18 л.с. самолет развивал скорость до 200 км/ч.
Наши конструкторы-энтузиасты тоже могут удивить. Конструктор Виктор Павлович Дмитриев разработал и изготовил линейку моделей самолетов Х-... (Х-9, Х-12, Х-14).
Размах крыла - 5 м, длина - 3.13 м. Крыло имеет развитую механизацию, что позволило снизить взлетную и посадочную скорости. Вес самолета - 55 кг, а одна из моделей самолета имеет разборную конструкцию и может поместиться в большой чемодан.
Маленькими могут быть не только винтовые самолеты, есть и среди реактивных представители рекордно малых размеров. В 1970 году, Американский конструктор Джим Беде разработал маленький самолет BD-5 и чуть позже BD-5j его реактивную версию.
Размах крыльев - 6.56 м, длина самолёта - 4.26 м. Самолет развивает скорость до 480 км/ч.
А теперь, внимание! Барабанная дробь... экстремально маленький самолет:
Bumble Bee II был разработан и построен конструктором Робертом Старром. Длина самолета - 2.7 м, размах крыльев - 1.68 м. Самолет оснащен двигателем 85 л.с., что позволяло развивать скорость до 305 км/ч. Из-за малой площади крыльев, скорость сваливания (минимальная скорость на которой самолет может лететь) составляет 139 км/ч. То есть, взлетать и приземляться нужно на скорости около 150 км/ч. Вот что называется самолет - "бешенная табуретка". Свой первый полет самолет совершил 2 апреля 1988 года. Самолет строился с единственной целью - установить рекорд, как самый маленький пилотируемый самолет в мире, и был вписан в книгу рекордов Гиннеса. Во время полетов на рекорд, самолет "наказал" своего амбициозного изобретателя, двигатель заглох и самолет разбился, а Роберт Старр получил множественные переломы, но выжил.
Продолжение - здесь...