Найти тему
СМЕШНО?

Рецензия на фильм «Притяжение». Развернутая, для тех, кто сможет «осилить».

В 2017 году в прокат вышел фантастический фильм Ф. Бондарчука «Притяжение». Рекламировали фильм по ТВ очень активно, даже навязчиво. Хвалили и заманивали в кинотеатры, показывали, как восторженные зрители выражали междометиями и скудностью речи свои восторги после просмотра, а также намерения посмотреть еще раз, а кто-то даже уже успел это сделать, хотя фильм, если мне не изменяет память, на тот момент еще даже не вышел в активный широкий прокат.

Ну да Бог с ней, с рекламой; реклама – есть реклама (пропади она пропадом и гори в аду синим пламенем!)

По сути темы имею изложить следующее.

В начале фильма, в связи с трагическим стечением обстоятельств (об этом отдельно) на Землю, в районе Чертаново Северное Москвы в режиме аварийной посадки падает инопланетный космический корабль, попутно нанося масштабные разрушения жилого фонда и социальной инфраструктуры, и унося человеческие жертвы. Позже нам объявляют через диалог персонажей, что погибло более 200 человек. Но если смотреть эпизод падения, когда в домах сносилось по несколько этажей, то этих погибших должно было бы быть в разы больше. Если кто не знает, то Чертаново Северное – это «спальный» район города, народа живет много, движение по улицам пешеходов и машин плотное, тем более днем, или ранним вечером, когда все и случилось. Вообще, фильм, претендующий на жанр научной фантастики, изобилует «ненаучностью», логическими и смысловыми нестыковками, а местами и явной несуразицей на границе с нелепостью и абсурдом.

Теперь о причинах самой катастрофы. Вот летел себе это НЛО, и как потом выяснилось, пролетел 47 световых лет до Земли-матушки, куда и направлялся, собственно (об этом отдельно). А тут вдруг на подлете к точке назначения неожиданно в окрестностях нашей родной планеты случился плотный метеоритный рой, который случается раз во много десятков, а то и сотен лет. Вот так не повезло астронавтам! И вот в ихний НЛО, пролетевший 47 световых лет, но выглядящий как новый, весь такой чистый и зеркальный, как будто только-что выпущенный с завода-изготовителя, попадает по касательной, в главный корпус, метеорит весьма себе скромных размеров, если сопоставить с размерами самого НЛО, просто чиркнуло и все.

От таких «новостей» НЛС стал покрываться какой-то мутной матовостью и разводами по типу копоти и приобретать вид поношенности, теряя, как потом выяснилось, некую маскировку. Вот это «поношенный» вид как раз больше соответствует телу, пролетевшему в космосе 47 световых лет, пусть даже и в режиме «сжатого времени». Что там у них была за маскировка, и для чего она была такая нужна – неясно, но если маскировкой считать зеркальный блеск корпуса объекта, то она странная. Неземная, наверно.

Если кто не знает, то космический вакуум, он не совсем такой уж полный вакуум, и в нем полно всякого газа и пыли, не говоря уже о более крупных и твердых опасных объектах. Предположим, что мы отправим корабль, сделанный по земным технологиям, к Проксиме Центавра, до которой приблизительно 4,22 световых года. И отправим мы его на скорости в 20% от скорости света, ну вот смогли разогнать, поднатужились и смогли, теоретически это возможно, хотя скорость эта составит безумные 60 тыс. км в секунду. Не суть важно, сколько ему придется лететь, а именно более 21 года, важно то, что за время пути космический газ и мельчайшая пыль на такой скорости попросту «сожрут» треть корабля. Тут без защитных силовых полей никак не обойтись. А тут аж целых 47 световых! Можно даже и не начинать эту авантюру. И уж никак не сохранить первозданную красоту свежеотполированного металла (или это был не металл?). Но учитывая конструкцию показанного нам корабля, силовые поля таки есть, иначе, как объяснить вращающиеся кольца НЛО, не имеющие физического контакта с главным корпусом. Кстати, зачем эти кольца вращались, я так не понял, хотя и старался. Силовая установка у него вполне себе реактивного типа, на которой 47 светолет "пилить и пилить". В общем, защитное силовое поле должно было быть, но его или не было, или оно не «осилило». А потом оно не «осилило» еще раз, когда ракета с истребителя попала в одно из колец. Попала то она в одно, а загорелись все три. И вообще не понятно, как сверхпрочный и огнестойкий металл (или не металл), а другого на космическом корабле для внешней обшивки и быть не должно, может так активно гореть? Кстати, размер корабля тоже как-то неуловимо меняется. То он всего в несколько раз больше истребителя, а то размером с 17-тиэтажку. Интересно, что позже нам показывают ТВ новости, где демонстрируется момент падения корабля, как будто специально снятый профессиональным оператором на профессиональную камеру с нужного ракурса откуда-то, наверное, с вертолета, хотя, по сюжету, вся электроника в районе к этому времени уже вышла из строя.

Потом вдруг неожиданно в районе пропала вода. Оказывается, кораблю нужна была вода для проведения ремонтных и восстановительных работ по устранению полученных травм и увечий. Каким образом корабль крал воду у жителей через металлические трубы из замкнутой системы водоснабжения, осталось непонятным. Нам показывают высохший пруд, а потом говорят, что вода в районе пропала вся, как будто она из пруда этого самого, размером в несколько десятков метров, черпалась. Что о нас иностранцы подумают? Что мы из грязного пруда в дома воду поставляем и пьем ее? А вообще, зачем утруждать себя объяснениями подобных мелочей? Фильм-то научно-фантастический! Но именно эти мелочи сильно раздражают меня, как человека с базовым техническим образователем и любителя хорошей научной фантастики.

Пойдем по сюжету.

НЛО упало, кругом разруха и жертвы, а с пасмурного неба падает какой-то пепел. Только что небо было чистое, а тут уже мгла и пепел. Откуда этот пепел взялся, и чем там небо затянуло? С этим пеплом вообще какая-то мистика творится. То он есть, то его нет, то небо мутное (наверное, от пела, как будто рядом вулкан проснулся), то чистое, как ни в чем не бывало. И так на протяжении всего фильма от начала до конца.

Теперь, сразу после катастрофы, герой, которого играет Александр Петров, спасает свою возлюбленную героиню-школьницу, которую играет Ирина Старшенбаум, которая чуть не упала с высокого этажа во время катастрофы. Причем, там, наверху, они интим разводили, за что герою Петрова могло грозить уголовное преследование, особенно учитывая папу школьницы - полковника в лице Олега Меньшикова. Вот он (Петров) ее поймал за руку, а потом показывают, как он ее несет на руках, весь в панике и на нервах, и в итоге заставляет сотрудника полиции на служебном автомобиле ехать в больницу, хотя внешних повреждений на героине не наблюдается, и она вполне себе в сознании крепко держится двумя руками за шею Петрова.

Вообще, в последнее время А. Петрова стало столько много в кино, что диву даешься. Неужели у нас в России актеров подходящих больше нет? Их же сотнями ежегодно по всей стране выпускают всякие театральные и прочие профильные и не очень училища и другие ВУЗы. Смотреть на наглую, настырную, самодовольную и вызывающую физиономию героя Петрова в фильме мне было трудно, учитывая общий уровень картины, которую я, честно говоря, смог осилить только со второго раза, и то ради написания настоящей рецензии.

Потом нам показывают больничную палату, где на койке без признаков сознания лежит главная героиня. И сообщают субтитрами, что это есть Городская больница № 1, и что прошло уже 4 дня.

Это точно уже фантастика! Сначала истерить по поводу оказания срочной помощи, а потом ехать через полгорода в больницу по пробкам (Городская больница № 1 находится на Ленинском проспекте, рядом с метро Октябрьская). Теперь, что делает героиня первым делом, придя в себя после 4 дней беспамятства? И вообще, с каких таких увечий она на 4 дня вырубилась, хотя была в сознании до больницы? Героиня первым делом срывает со своей головы повязку. Конечно, ведь все разумные люди так делают первым делом, приходя в себя в больнице. К слову сказать, под повязкой не оказалось никаких видимых повреждений. Зачем она вообще нужна была? Ну ладно, повязали и повязали, доктору виднее. Но вот зачем ее срывать-то надо было? А вдруг там запекшаяся кровь, швы и вообще? Мало того, героиня тут же проявила неслабую физическую активность, как будто и не была в «отрубе» 4 дня.

Дальше «фантастика» продолжается: на тумбочке рядом с кроватью героини в пакете лежит что? Правильно, плеер ее подруги с подписью ее фамилии и инициалов на пакете, внешне никак особенно не пострадавший, хотя саму подругу, которая на крыше наблюдала метеоритный дождь, прямой наводкой снесло этим самым НЛО совместно с частью дома. Как этот плеер вообще «выжил» после таких испытаний? Кто и как его нашел, и зачем он его подобрал? Как определил, что плеер принадлежит такой-то, у которой есть подруга такая-то, которая в больнице такой-то, и что его нужно ей передать, и главное, зачем? Кому-то делать больше нечего было при таком апокалипсисе и реального помутнения рассудка от встречи с инопланетной цивилизацией, или это Петров все сделал, непонятно правда, каким образом?

Так вот, покинув палату, героиня встречает там кого? Правильно, Петрова, который, видимо, и провел все 4 дня в больнице у палаты,… ну сразу после того, как нашел под развалинами дома, среди останков жертв, плеер.

Но оказывается, что больница то №1 – эта не та больница № 1, что на Ленинском, а совсем другая. Но это стало ясно позже. Так вот, выходят главные герои из больницы, а у входа военный, рядом ограждение в виде какого-то хиленького полупрозрачного забора метра 2 высотой с колючей проволокой по верху, и оцепление вдоль забора. Снова пепел падает сверху. Это что, думаю, они по всем больницам Москвы охрану выставили с заборами? И что за распространение пепла по всему городу? Но как оказалось, больница эта – соседняя какая-то больница, расположенная рядом в эпицентром катастрофы, потому, и пепел и оцепление и забор. Иначе, все больницы в Москве нужно было забором обносить и оцепление ставить. И не только больницы. Детские сады, школы, да и просто дома – везде же люди. Заборов не напасешься… Забор этот, кстати, в новостях схематично показали, сказав, что отгородились от «объекта» в радиусе примерно 1 км. Но если смотреть на показанную схему, то от НЛО забор поставили ну максимум метрах в четырехстах. И что это за забор такой смешной? Показали инопланетянина в скафандре, так он такой забор пройдет и даже не заметит, ибо экзоскелет скафандра выше этого самого забора из какого-то поликарбоната жидкого.

К больнице за дочей приехал папа-полковник, чтобы отвезти домой. Но почему-то вез он ее домой в Северное Чертаново из больницы в Северном Чертаново через центр Москвы, по Моховой и мимо Большого театра. Удивительная логистика.

Потом, дальше, нам показывают, как школьников по утру собирают в школу на бронированной автотехнике, в единицу которой едва поместится половина одного класса среднестатистической школы. Этак машин надо целый автопарк, а то и не один, но зачем они это делают неясно, если школа вне ограждения, и в другое свободное время эти самые школьники шастают где и как попало, периодически нарушая периметр ограждения.

Далее героиня, герой и его друзья решают проникнуть в закрытую зону и приникают таки через некий потайной ход. Наверно, под влиянием сильных чувств героиня решает посетить квартиру своей погибшей подруги, ради чего залезает снова на верхатуру в разрушенном доме, а ее сообщники даже не замечают ее отсутствия и позволяют ей отлучиться "на минуточку по делам". В связи с неожиданным стечением обстоятельств именно в этот момент и в этом месте, забираясь по фасаду здания, появляется инопланетянин в своем чудо-скафандре. Они встречаются, героиня снова чуть не падает с этажа, и инопланетянин ее спасает, снова, как и Петров, поймав за руку в самый последний момент. Фантастическое совпадение! Да от такой эквилибристики у героини как минимум должно было быть жуткое растяжение или разрыв связок, не говоря уже о вывихе плеча, еще в первый раз с Петровым. А тут уже второй, а ей хоть бы что, тренированная, наверно. Во время этого "контакта" возникает шум, который слышат ребята на нулевом уровне. За несколько секунд они поднимаются на какой-то там "надцатый" этаж, возникает суматоха, в результате чего инопланетянин падает вниз. Наша бравая команда спускается к месту падения и находит пустой скафандр со следами вполне себе красной человеческой крови. Самого обитателя скафандра обнаруживает только героиня, никто больше. Этот страдалец отполз от скафандра и притворился манекеном, которые так удачно были рассыпаны рядом на полу, ибо по антропометрическим характеристикам был вполне себе человек. Причем за это непродолжительное время он уже успел полностью покрыться приличным слоем пепла и потерял свой первозданный цвет, так, что его и приняли за манекен. Опустим незначительную деталь, что в скафандре он был абсолютно голым. Но может это необходимость такая, и если машинист скафандра не голый, то управлять им нельзя, ибо не может состоятся нужный тактильный контакт? Но позже сам герой Петрова вполне себе так не совсем голый им управлял и весьма успешно. В общем, научные консультанты картины явно работали "спустя рукава", хотя может их и не было вовсе.

В связи со своим повторным спасением он неминуемой смерти от падения с большой высоты на твердую и неровную поверхность, героиня из благодарности прониклась некоторой смутной зарождающейся симпатией к инопланетянину, оказавшемуся по совместительству приятным молодым человеком. Подговорив одного своего эрудированного одноклассника, они отвезли вторженца в больницу для проведения спасательных процедур. Фантастическое везение страдальца выразилось в том, что его кровь по группе и резусу полностью совпала с кровью героини. И она сама сделала необходимое переливание! Чему сейчас только в школе не учат! Не знаю, сколько своей крови она перелила, но учитывая, что он от потери крови чуть "ласты не склеил", переливать нужно было не менее литра. Не нужно объяснять, что после таких убытков, наша героиня вряд ли смогла бы дальше совершать активные телодвижения и проявлять сильные эмоции. Тем не менее она это делала. Подлеченного, который очнувшись после переливания уже в семейном гараже героини, больше похожем на автосервис, вдруг заговорил русским человеческим голосом, было решено выпроводить восвояси, даже не попытавшись узнать причин его появления и общих мотивов.

Вообще, люди в этой всей истории постоянно вели себя как-то глупо.

Пришелец оказался каким-то наивным, я бы даже сказал инфантильным, не подготовленным к контакту и не проявляющим абсолютно никакой осторожности среди людей. Как-то это плохо вяжется с должными быть характеристиками и качествами индивидуума, в одиночку (оказалось, что на корабле он единственный живой, остальные просто роботы-скафандры) отправившегося в межпланетное путешествие. Его запросто "загребли" полицейские, а героиня его снова спасала и вытащила из цепких когтей исполнительной власти. Ну и разумеется его непосредственность и искренность сыграли свою роль, героиня его полюбила и бросила хамоватого Петрова, отчего тот обозлился, затеял со своим дружками избиение пришельца и даже ударил героиню. На это пришелец уже спокойно смотреть не смог и раскидал всех негодяев по сторонам одной левой, а раньше не мог - принципы не позволяли, наверно. С такими принципами ему бы лучше дома сидеть, а не по галактике шастать. В результате этой потасовки один из дружков Петрова подстрелил другого дружка Петрова из пистолета, который героиня украла из дома, из сейфа папаши-полковника. Привет полковнику, который не удосужился таки придумать для сейфа комбинацию случайных цифр, никак не связанных с известной дочери датой.

В результате герой Петрова все перевернул с ног на голову, обвинив во всем пришельца, собрал толпу народа на штурм корабля, а сам залез в скафандр. По сюжету герой Петрова сначала не хотел сдавать скафандр властям, потом решил сдать, и даже позвонил отцу героини. Ну конечно, ведь у каждого парня есть телефон папы своей девушки, которого он терпеть не может, и это взаимно. Но скафандр не сдал, а воспользовался им в итоге по прямому назначению.

В итоге штурм провалился, инопланетные роботы (но пока это не было известно, что внутри этих скафандров никого нет) весьма умело сдерживали жалкие попытки толпы, вооруженной палками, трубами и бутылками с зажигательной смесью, пробиться к кораблю и уничтожить самих роботов. Тут вмешался герой О. Меньшикова (папа героини) и со своими бойцами помог утихомирить толпу, прислушавшись наконец к словам героини, что пришелец хороший, и что ему надо помочь, а не мешать. А если не помочь и мешать, то всему настанет всеобщий армагеддон, ибо главный на корабле взорвет корабль и все вокруг в глобальном масштабе неизвестного доселе радиуса поражения.

Но все подпортил Петров в скафандре. Он рвал и метал и все хотел лишить жизни инопланетянина, а периодически и саму героиню. В исходе битвы он просто расстрелял из автомата стоящих в объятиях героиню и пришельца. Он погиб, она выжила, и спас ее корабль, который оказался искусственным интеллектом в такой своеобразной форме.

Оказалось, что пришелец направлялся к Земле, чтобы разобраться в том, есть ли у землян все-таки что-то такое, благодаря чему они будут достойны войти в дружную галактическую семью. То есть, что люди агрессивная раса, уничтожающая все вокруг себя, это они на расстоянии 47 световых лет осознать смогли, а что людьми движет не только злоба и ненависть, а также любовь и сострадание - это они увидеть не смогли или не способны были, и потому решили, что мы "не достойны".

Но теперь, с новыми сведениями корабль вернется к своим и все им расскажет, после чего у людей, лет через сто-двести возможно появится таки шанс соединиться с братьями по разуму, равные с равными! Если конечно, человечество еще столько протянет.

Фабула фильма такая: всепобеждающая человеческая способность любить все побеждает! Не побеждает она, видимо, только Ф. Бондарчука, который, похоже, просто не любит и не уважает своих зрителей, иначе постеснялся бы снимать такое кино, причем явно за бюджетные деньги.

То, что снял режиссер - это фантастика, но не научная. Фантастика тут в том, что ему дали и разрешили это снять, а он это снял.

А теперь он собирается снять продолжение...

Продолжение следует...

Подписывайтесь и ставьте лайк, если понравилось.
Подписывайтесь и ставьте дизлайк, если не понравилось