О жанрах, в которых значится приставка «панк» и хроники нуара
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки!
День добрый дорогие друзья! С вами вновь Андрей Васильченко, на этот раз не столько в качестве историка, сколько в роли специалиста по ретрокультуре, которому посчастливилось написать культурологический бестселлер – книгу «Пули, кровь и блондинки. История нуара». Сразу же отмечу, что дополнительный тираж вновь в продаже, а потому книгу можно без проблем приобрести.
Сегодня мы поговорим о возможности комбинирования нуара с другими жанрами и поджанрами. Однако не будем раскидываться мыслями, подобно той белек, что сказала по дереву, а сосредоточимся лишь на одном явлении. Возможности слияния, нуара и фантастики, что в итоге нам дело так называемый киберпанк. Надо отметить, что культурных явлений, в назывании которых значится слово «панк» неуклонно множится. И почти все они по сути своей являются составными. В каждом случае сращивается классический жанр и фантастика или фантазии. Дизельпанк – это видение будущего через призму вестерна. Стимпанк – это фантастика с изрядным налетом готики. Сплаттерпканк – симбиоз это хорор, помноженный на убогое грядущее.
Однако наш канал посвящен нуару, а потому остановимся на киберпанке. Сходство нуара и киберпанка не случайно – эти жанры фактически органические родственники. Действие киберпанка как правило происходит в городских мрачных трущобах, напоминающих кварталы темного города из «черного кино». В обоих случаях главный герой – это нравственно травмированный человек, которому очень сложно смириться и ужиться с окружающей его реальностью. Он осознанный одиночка, который вступает в борьбу с враждебной системой. Все обильно приправлено криминальными сюжетами, в которые нередко вмешиваются преступные группировки, так или иначе связанные с власть имущим. В нуаре - это политики, с киберпанке – корпорации.
Едва ли может быть случайным, что роман «Тигр!Тигр!» Альфреда Бестера, от которого принято выводить киберпанка как таковой был написан в США, в середине 50-ых годов. То есть в то время, когда нуар находился на пике свой популярности и востребованности. Если же говорить о киберпанке как кинематографическом явлении, то это случается в 80-ые годы, когда на сцену выходит пост-нуар. Если мы взглянем на легендарную ленту «Бегущий по лезвию», то обнаружим в ней очевидные цитаты из нуара, а также аллюзии к «черному кино». Главный герой Декарт (в исполнении Харрисона Форда) является точной копией частного детектива из нуара. Он носит шляпу и плащ
Если же говорить об иных фильмах, то можно обнаружить не менее забавные «совпадения». Например, в «Джонни-мнемонике» (1995) одну из главных ролей играет звезда японского неонуара Такеши Китано. Опять же в киберпанке оказались «сквозные» актеры, например, можно упомнить Киану Ривса, который появляется и в «Джонни-мнемонике», и в «Матрице». Есть даже сквозные миры. Например, мир «Бегущего по лезвию» со временем появляется в сериалах «Вспоминть все 2070», и в сериале «Видоизменённой углерод». Есть у киберпанка и своя общая мифология. Например, есть версия, что «подлинным создателем» первой части «Матрицы» был большой любитель нуара Криса Картер (вспоминаем «Секретные материалы»), а вовсе не Вачовски.
Схожесть наблюдаем и в отношении тех, кто должен являться служителями закона. Нуар рассматривал «систему» как зло, киберпанк преподносит «порядок», как антигуманное явление. В этой связи имеет смысл вспомнить агента Смита из «Матрицы», безликий слуга системы, который содействует уничтожению человеческой сути.