Внутренний ребенок - это та часть нашей личности, которая с одной стороны дает нам ощущение радости от жизни, а с другой приводит к детским неадекватным реакциям, ощущению беспомощности, бессилия, душевных мук.
Психологические проблемы у ребенка - это следствие ошибок его взрослого окружения. Психологические проблемы внутреннего ребенка - следствие неразвитости внутреннего взрослого или внутреннего родителя.
Типы деструктивных моделей поведения внутреннего ребенка.
Дурик: у меня головы нет, я не соображаю и вообще вас не понимаю. Может быть при этом вполне довольным жизнью существом.
Вторичные выгоды:
- Можно не думать о последствиях, делать, что хочется. С дурака взятки гладки.
- Отсутствие ответственности за свою жизнь: я просто ошибся, я просто не понял, так получилось, я не знал, я не думал
- Отсутствие попыток нагрузить какой-то работой. Дураку редко что-то пытаются поручить ничего.
Беспомощная Жертва – это Дурик расстроенный и в проблемах. «У меня проблемы, а я вообще не понимаю, что мне делать...» «А что я могу поделать?»
Вторичные выгоды:
- Такие же как у дурика плюс наличие рядом того, кто будет жалеть, слушать, помогать, так жертва получает любовь, потому что иначе не умеет.
Мученик: «Вы меня измучили всякими делами и требованиями!» Может быть вполне деятельным существом, но лицо всегда несчастное, себя жалеет.
Вторичные выгоды:
- Убежденность, что я такой хороший, а вокруг все сплошь эгоисты. Высокомерие этой позиции не признается.
- Ощущение нужности. Нужность компенсирует отсутствие любви.
Хулиган: «Делаю что хочу! Если вам не нравится, это ваши проблемы!». От просто Непослушного ребенка до Вредного, делающего гадости нарочно.
Вторичные выгоды:
- Чувство собственной важности, исключительности.
- Защита от окружающего мира. Любой хулиган - отчаянно защищающий свою чувствительность ребенок.
Нельзя "вылечить" внутреннего ребенка от этих деструктивных состояний. "Лечить" нужно внутреннего взрослого, чтобы он осознал новые возможности получать старые выгоды, а также внутреннего родителя, чтобы он начал заботиться о внутреннем ребенке, вместо того, чтобы постоянно его критиковать.