Немного о дофамине. Этот нейромедиатор играет основную роль в формировании позитивной реакции на окружающий мир. Высокий уровень дофамина делает нас открытыми, заинтересованными и любопытными. Мозг увеличивает скорость формирования новых связей и мы быстрее находим нужные решения.
Поэтому правильная модель обучения: заинтересовать - позитивные ожидания повышают дофамин – мозг работает активнее – человек лучше соображает – достигаются хорошие результаты – уровень дофамина снова растет. Восходящая спираль продуктивности.
Итак, нужен дофамин. Его уровень повышает кокаин, но тогда число новых нейронных связей зашкаливает и мысли прыгают. Нужен естественный уровень дофамина, который мы способны переварить.
Ключевой момент – управление ожиданиями. Сбывшиеся ожидания дают небольшой прирост дофамина. Но вот если они не исполнились – уровень нейромедиатора падает катастрофически.
Неожиданный бонус – радость. А когда мы распланировали, как потратить премию, а нам ее вдруг срезали на 40% – взрыв негатива. И мысли: «начальник – скотина, надо искать новую работу, а пока буду работать плохо и немножко вредить». Кстати, руководство, срезая премии, рассчитывает на другой ход мыслей.
Позитивные ожидания лучше минимизировать. Думать только о тех, что наверняка исполнятся.
© Николай Молчанов, МГУ, кандидат психологических наук, Executive MBA в INSEAD, 18 лет практического опыта. CEO Eldey Group.
Больше в моей книге: "Драйверы роста. Как средней компании стать гигантом". (ЭКСМО, Ozon, Litres)
Самые популярные статьи канала "Психология Маркетинга"
Как одна фраза снизила уровень "пьяных" ДТП в США
Эти заоблачные цены в магазинах аэропортов
Этот метод меняет поведение человека! Даже "трудного подростка"
А ты знал, что Ева съела вовсе не яблоко? Это эффект иллюзии правды!
Алла Пугачёва. P.S." - нас заставляют покупать, используя эффект дефицита
Треугольник Канижа - почему человек видит то, чего нет
ТЕСТ "Как управлять поведением покупателей с помощью приемов психологии? "