Найти в Дзене
Валерий Грачиков

Но от тайги до британских морей Красная Армия… была всех слабей?

На дворе стоял 1936 год. Красная Армия «от тайги до британских морей», как пелось в песне, была всех сильней. В ней служили опытные командиры, которые были готовы к подвигам. В следующем году злодей Сталин разгромит командный состав армии, после чего она не благодаря, а вопреки, с огромным трудом победит в финской войне и с невероятным надрывом сил одержит победу в Великой Отечественной.

На самом деле все было не совсем так, и командиры, попавшие под репрессии в 1937 году, были не такими уж опытными и умелыми. Наглядно это показали, например, бои на озере Хасан. Но они были уже после того, как запустили маховик репрессий, скажут те, кто обвиняют во всем Сталина.

Тогда можно вспомнить «показательный балет» устроенный для иностранных наблюдателей в 1935 и 1936 году. Это маневры Киевского и Белорусского военных округов.

Маневры, особенно, те, которые проводил КВО, очень впечатлили английских, французских и чехословацких наблюдателей, которым забыли рассказать, что все действия проводились по сценарию, в котором все было заранее прописано и отработано.

Фактически, уже в начале 30-х годов стало очевидно, что многие командиры своим должностям просто не соответствуют. Но менять их было не на кого. Выходцам «из бывших» путь в армию был закрыт. Младший комсостав - необразован. Кроме того, материальное положение младшего комсостава было далеко не самым лучшим. Так Алексей Исаев сравнивал зарплату учителя и командира взвода. У первого в середине 30-х она составляла 750 рублей, у второго – 600. Но это лирика. А вот полная НЕбоеготовность была практикой.

На маневрах в Белоруссии, проводившихся в течение 1936 года, выяснилось, что эскадрильи бомбардировщиков, которые должны были расчистить путь наступающим танкам, со своей задачей не справляются, а взаимодействие с танковыми частями «не удавалось» в БВО и «терялось совершенно или осуществлялось эпизодически» в КВО. В Киевском округе не было налажено и взаимодействие танкистов и артиллеристов.

Ничего не напоминает? Июнь 1941-го например? Напомню, весь цвет командиров Красной армии в действии, никто еще не репрессирован.

На учениях 1936 года танкисты из соединений Якира и Уборевича вели наступление вслепую, разведка не проявила активности и по оценке наблюдателей «была недееспособна». В результате танкисты 15-й и 17-й мехбригады ударили «по пустому месту», 5-я и 31-я мехбригады не обнаружили засад, танкисты 1-й мехбригады неожиданно для себя нарвались на полосу ловушек. Ценные кадры Якир и Уборевич в действии – но даже на маневрах совершают банальные ошибки.

Потом в 1941 уже без Якира и Уборевича мехкорпуса так и пойдут в атаку – без разведки. Предполагать, что они начали бы действовать по-другому, если бы не репрессировали этих командиров, нет никаких оснований. Даже на учениях организовать разведку они были неспособны.

В подразделениях взаимодействие было налажено безобразно. Боевые порядки атакующих танков «быстро расстраивалось», потому что танкисты не умели ориентироваться из машин, командиры не освоили радиосвязь, да и рации были далеко не на всех машинах. В результате мехбатальоны даже на учениях вступали в бой разрозненно. Во что это выльется в 1941-м можно опять же не напоминать. И опять – все славные командиры на месте, никто пока еще не репрессирован.

Кстати, пехоту все те же Якир и Уборевич отправляли в атаки на маневрах не редкими цепями, а «толпами из отделений». Чем бы закончились такие атаку в реальности? И тут тоже наблюдатели отмечали, что пехота и танкисты взаимодействовать не умеют. Кроме того, в БВО обычно полностью игнорировали артподдержку атак. Тактике ведения ближнего боя солдат не обучали, «наступление» заключалось в равномерном движении вперед, окапывание, перебежки и залегание не практиковалось и не тренировалось.

-2

В 1937-м назначенный вместо Якира Федько обнаружил, что 45-й мехкорпус, так блестящи показавший себя на маневрах 1935 года на самом деле обучен вождению «на плацу танкодрома на ровной местности» и даже небольшие препятствия может преодолеть «с большим трудом».

И это был цвет Красной Армии, ее самые передовые Киевский и Белорусский военные округа. Какой бардак творился на Дальнем Востоке покажут бои на озере Хасан.

Конечно, с Тухачевским, Якиром, Уборевичем, в дальнейшем с Блюхером и многими другими обошлись предельно жестоко. Наверное, достаточно было бы отправить их в отставки. Но времена тогда были совсем другие. И к стенке ставили легко и просто. И только потом, после Хасана, Халхин-Гола и Финской войны будут сделаны правильные выводы. Но до 22 июня 1941 года времени уже почти не оставалось, поэтому окончательно пришлось учиться воевать правильно и умело слишком дорогой ценой.