Найти тему
Сергей Насибян

Где я? Я потерялся!

Где я? Я потерялся!

В теории возникновения тревоги этот вопрос стоит одним из первых. Дело в том, что основной функцией мозга (ума) не только человека, но и любого животного, является реактивное определение себя в пространстве.

Я много говорю на тренингах, что ориентирование это ключевой когнитивный (мыслительный) процесс, которому мы обучаемся в раннем детстве.

Так вот, если я не могу определить себя в пространстве, то это вызовет тревожное состояние. Потому, что только после того, как я сориентирован, я могу начать движение. И нам все время важно осознавать себя относительно чего- либо.

Эта история произошла со мной в Нью-Йорке...
Раннее утро в первых числах января. Мы сидим в кафетерии на Пятой Авеню. Место, где всегда полно туристов, зевак и других прохожих, в этот момент было совсем безлюдно. В кафе кроме нас почти никого не было. Так как кафе совсем простое, то и персонал состоял из иммигрантов из стран третьего мира.

Мы сидим у витринного окна и смотрим на просыпающийся муравейник, неподалеку от Эмпайр Стейт Билдинг. В кафе заходит девочка лет восьми, в слезах. Очевидно, что она потерялась. Она напугана и растерянна. У меня возникает желание как-то вмешаться и помочь ей. Но мой английский заставляет замереть в паузе и в этот момент, проходящий мимо уборщик-непалец (его принадлежность я определил по деталям одежды под формой), спокойно ставит поднос с грязной посудой на стол и нагибается к девочке. То, что произошло дальше заставило меня впасть в восхищение его интеллектом и мудростью.

- Ты потерялась? - спросил он.
- Да - отвечает зареванная девочка.
- Тебе страшно? - продолжает парень.
Девочка в ответ уже только трясёт головой.
- Не бойся. Ты уже ЗДЕСЬ!!!!

Девочка моментально успокаивается. Дальше они приступают к спокойному обсуждению того, когда она видела маму в последний раз и т.д. (Мама, надо сказать, нашлась быстро).
Но то, что сделал этот парень, достойно восхищения, и я уверен, что он это сделал именно благодаря своей внутренней культуре ума.

Дело в том, что психика постоянно тестирует пространство реальности вопросами. И вопрос «где я?» всегда актуален. До определенного возраста ребёнок определяет себя в пространстве через объект матери (или другого взрослого). И когда мама теряется из вида, начинается паника. То есть ум не получает ответа на свои же вопросы.

Но как только он сделал этот ментальный бессознательный процесс сознательным (при помощи вопроса) уровень тревоги моментально снизился, как мыльная пена, которая, если не взбивать, сразу же спадает.

На квантовых практиках в последнее время мы работаем наоборот над тем, чтобы «разрушить» своё концептуальное определение местоположения. Это даётся не легко. Но в результате этой практики мы получаем опыт спокойного нахождения в пространстве неопределенности.

-2