Мы привыкли к тому, что в магазинах цены одинаковы для всех. Нам кажется естественным, что хлеб стоит N рублей не зависимо от того, покупает его опытная хозяйка или случайно зашедший иностранец. Но так было не всегда.
До середины 19 века в магазинах не было ценников. Покупатели должны были узнавать стоимость товаров у продавца. Продавец в свою очередь знал диапазон цен, за который он мог предложить товар. В зависимости от множества факторов — от погоды на улице до личности покупателя — цены были разные. Покупатели могли торговаться. Все как на рыке.
Эта схема купли-продажи категорически не устраивала одну группу населения — квакеров. Квакеры — христианское движение, возникшее в Англии в середине 17 века. Официальное самоназвание "Религиозное общество друзей", но больше они известны как квакеры. Существующая торговая система противоречила двум важнейшим нравственным принципам квакеров:
1) Равенство всех людей перед Богом. Квакеры не делят людей по социальному статусу, национальности или полу. Соответственно, если все равны, то и цены не могут быть разными для разных людей.
2) Честность. Квакеры не приемлят лжи ни в какой форме. У каждого товара есть определенная цена (себестоимость + труд продавца, аренда магазина и т.п.). Товар не может стоить больше или меньше этой цены.
В результате квакеры придумали ценники. Сначала покупатели недоумевали, почему продавцы не торгуются, но потом оказалось, что это очень удобно. И не только удобно, но и экономически выгодно. 1) обслуживание клиентов стало быстрее 2) продавцам не нужно было обучаться искусству торговли 3) покупатели были довольны и чаще обращались в магазины с фиксированными ценами.
Эту идею взял на вооружение и раскрутил Фрэнк Вулворт (1852-1919). В интернете можно найти душещипательную историю о том, как мальчик из деревни, не умея общаться с покупателями, решил наклеить на товары бумажки с ценой, а потом стал предпринимателем, владельцем крупнейшей розничной сети в США. Но все-таки квакеры были раньше. На Западе.
На востоке ценники появились раньше. Японский предприниматель Мицуи Такатоши в 1672 г. открыл суконный магазин в Эдо (Токио), в котором были фиксированные цены на ткани. Идея принесла ему популярность и огромный доход. История умалчивает, как японскому предпринимателю пришла в голову эта экономическая модель. Был он таким же честным, как квакеры или просто блестящим предпринимателем? Но это уже другая история...
Г. Тен