Найти тему
Парфюм-шантан

Винтажная парфюмерия: как не купить мертвые духи

Каждый настоящий парфманьяк знает, что не стоит обращать внимания на срок годности аромата и тем более с презрением отворачиваться от флакончика из-за какой-то там даты. Мы понимаем, что многие парфюмы стареют намного медленнее, чем указано на их упаковке, причем это "медленнее" может измеряться десятилетиями. Любители до сих пор находят и покупают духи 30-40-х годов, про 60-70-е нечего и говорить, а некоторые даже ухитряются ими с успехом пользоваться на зависть окружающим.

Мой опыт знакомства с винтажной (да и просто немолодой парфюмерией) совсем не такой удачный, как у матерых профессионалов в охоте на винтаж. Мне довелось отведать парфюмы и прокисшие, и протухшие, и расслоившиеся на компоненты, и выдохшиеся до состояния воды, и такие что от времени стали напоминать машинное масло, и даже солидные, убеленные сединами подделки. И все это мне попалось на интернет-аукционах, то есть там, где не было возможности попробовать аромат лично.

Почему винтаж, спросите вы, почему не купить новенькую бутылочку в общедоступном сетевом магазине и не мучиться поиском? Ну во-первых потому, что после многочисленных переформулировок в связи с ограничениями на многие ингредиенты почти все культовые ароматы в последние 10 лет изменились, некоторые до неузнаваемости. К примеру, нынешний Опиум довольно далек от того Опиума который был даже в начале нулевых. Во-вторых, многие духи попросту сняты с производства, причем это необязательно настоящий винтаж возрастом в несколько десятилетий, это могут быть и относительно новые ароматы или лимитированные издания. И в-третьих, иногда это просто ностальгия. Любители покупают даже слегка поплывшие ароматы только потому что когда-то у бабушки на комоде стоял такой флакончик, или потому что дороги сердцу те 2-3 ноты, которые были исключительно в формуле лохматого года.

Итак, если вы простой любитель как и я, и не можете уверенно отличить на глаз Мисс Диор 70-х годов от Мисс Диор 90-х, а выражение "Клима в коробочке с кляксами" вам ни о чем не говорит, то вы можете хотя бы частично снизить риск покупки в интернете зловонного зелья за бешеные деньги:

1. Разузнайте все об аромате, который собрались купить. Нужно выяснить год, когда он впервые появился, когда был снят с производства или переформулирован, представлять себе оформление флакона, которое было принято в то время (компании постоянно меняют дизайн, выпуски разных лет могут быть оформлены по разному), в каких объемах выпускался (30, 50, 100 мл, а у старичков бывают и непривычные объемы, например 112 мл). Если вы будете точно знать что в таком-то году на флаконе, скажем, Ангела и Демона Живанши еще не было рисунка в виде капелек, а сам флакон вообще никогда не выпускался в объеме 125 мл, то вас будет труднее обвести вокруг пальца бессовестному продавцу. Розыск нужной информации бывает довольно трудоемким, иногда приходится неделю-другую просеивать интернет в поисках заветного треда и писать обращения в компанию-производитель. Но оно того стоит.

2. Найдя в продаже интересный флакончик, не поленитесь изучить его фотографии с максимальным увеличением (мы сейчас говорим о покупках в интернете, помните?), постарайтесь показать его всем, кто хоть что-то в этом смыслит, например, старшим родственницам, а еще лучше обратитесь за помощью на парфюмерные форумы вроде фрагрантики. На форумах опытные юзеры могут раскритиковать или одобрить потенциальную покупку, сравнить со своими флаконами, проконсультировать по кодам и т.д. Не стесняйтесь попросить у продавца больше фото, со всех сторон, в том числе и донышка, и коробочки, и крышечки. Посмотрите батч-код (или попросите продавца написать вам его, если на фото не видно) и пробейте по нему дату выпуска (однако батч-коды у многих производителей повторяются каждые 10 лет, так что это лишь вспомогательная информация).

3. Покупая через интернет, лучше отказаться от парфюмов в сплеш-флаконах (то есть без спрея) и во флаконах с газовым спреем (таких, как у дезодорантов или освежителей). В сплеш-флаконе воздух имеет прямой доступ к жидкости, при этом духи, возможно контактировали с пальцами и другими частями тела бывших владельцев, отчего в них попали органические частички и могли попортить аромат. Газовые спреи в старых флаконах могут подтекать, плеваться и шипеть, и вообще могут скончаться в любой момент. Чтобы добраться до парфюма, вам придется разбирать флакон, а это небезопасно, так как жидкость в нем под давлением. Лучше всего выбирать натуральные спреи, те самые, к которым мы сегодня привыкли, одно нажатие - один пшик.

4. Оцените цвет и консистенцию жидкости и сравните ее с фотографиями новенького парфюма, например на рекламных фото прежних лет. Конечно, фотографии могут сильно искажать цвет, и к тому же не стоит бояться потемнения жидкости со временем, многие парфюмы темнеют через год-два после покупки без потери качества. Но вот темная, почти черная субстанция, или мутная и оставляющая маслянистые следы на стекле жижа почти однозначно гарантируют что от аромата там остались рожки да ножки. Возможно парфюм хранился на свету или в теплом месте. Посмотрите, не болтаются ли в жидкости хлопья, нет ли осадка - это может означать, что парфюм доживает последние дни.

По возможности рассмотрите состояние кнопки спрея, трубочки, завальцовки спрея вокруг горлышка флакона. От этого тоже зависит сохранность аромата. Вас должны насторожить пятна ржавчины или потеки жидкости в области спрея, покосившаяся кнопочка, неровная, гнутая, поврежденная конструкция. Возможно, это флакон трудной судьбы, его ломали и роняли, что не могло не отразиться на содержимом.

5. Если вы пользуетесь международными торговыми площадками вроде ebay, обратите внимание на местность, откуда вам будут пересылать флакончик, а также на количество лотов с искомым ароматом. Если вы видите десятки предложений старинного, при этом нетронутого Шалимара родом из Шанхая, это должно пробудить в вас мрачные подозрения. Также стоит насторожиться, если множество одинаковых винтажей вдруг в наличии у одного продавца. Винтажные ароматы не встречаются в промышленных количествах, это штучный товар.

Популярные в прошлом ароматы часто подделывают, выдавая их за новые выпуски, иногда наливают в оригинальные бутылочки какой-нибудь посторонний одеколон, а бывают подделки, созданные несколько десятилетий назад. Например, любимец наших мам и бабушек Же Озе давно снят с производства и стал драгоценной редкостью, но подделки открыто гуляют по аукционам как под видом новых выпусков "по лицензии", так и под видом стареньких.

И напоследок - если вас после всех проверок все равно что-то беспокоит, например коробочка указывает на один год выпуска, флакон - на другой, или все в порядке, но у продавца низкий рейтинг и сомнительная репутация, или цена ну слишком уж приятная - лучше не рискуйте, потерпите. Рано или поздно вы все равно найдете свой идеальный винтаж. Или он вас найдет.