Так вышло, что в произведении Людмилы Улицкой «Медея и ее дети» у главной героини родных детей нет. Зато есть 12 братьев и сестер. Одного из них в Гражданскую убивают красные, другого белые. А когда начинается Отечественная война, Медея теряет еще двоих. И к этому причастны не только фашисты, но, к сожалению, и свои.
Медея Георгиевна живет вне политических взглядов, будто параллельно времени. Встречает гостей, хлопочет по дому, пишет письма близким и ведет разговоры с Богом. Каждый новый день она принимает с благодарностью. И ей удается жить в тихой радости, без обид и осуждений.
В летний сезон ее дом в Крыму гудит от голосов родственников. Урожденная Синопли становится сердцем большой семьи, объединяет когорту многочисленных племянников, являясь для них примером житейской мудрости, заботы и добра.
Читатель знакомится с каждым персонажем семейной саги, наблюдая за их жизнью словно из вечности. И подмечает, казалось бы, малозначимые происшествия, которые в будущем становятся решающими для их судьбы.
Медея про себя все бормотала: "Господи, благодарю Тебя за все благодеяния Твои, за все посылаемое Тобою, и дай мне все вместить, ничего не отвергая..." Это был всегдашний её разговор с Богом, смесь давно вытверженных молитв и её собственного голоса, живого и благодарного...
Ближе друг к другу
Людмила Улицкая пишет о жизни, не утаивая ни одного аспекта и не романтизируя ни одну из ее сторон. Причин для повествования отдельных историй в этом романе нет. Любая из них течет спокойно и размеренно — человек рождается, каждый в определенных обстоятельствах, взрослеет, обретает свое дело, перемещается по свету и строит отношения.
Главным в произведении становятся не сами события, а отношение к ним людей. Семейство Синопли чтит фамильные традиции и ценность родственных связей. Знакомясь с ними, можно почувствовать себя частью многонационального рода. И ощутить в душе стремление быть ближе к людям.
Георгий поднялся на самый верх теткиных угодий, где, как сторожевая башня, возвышалась сооруженная покойным Мендесом деревянная будка уборной, вошел в нее и сел без малейшей надобности на отскобленное деревянное сиденье. Огляделся. Стояло ведерко с золой, поломанный ковшик при нем, висела на стене выцветшая картонная инструкция по пользованию уборной, написанная еще Мендесом, со свойственным ему простодушным остроумием. заканчивалась она словами: Уходя, оглянись, чиста ли твоя совесть...
Внутренняя работа
Страницы романа погружают в быт ушедших поколений. И читатель видит, как собираются барбарис, шалфей и сердолик. Готовятся закуски из картофельных очистков со специями. По полям спокойно движутся овечьи отары, по небу спокойно плывут облака.
На тропах, ведущих к бухте у дикого пляжа, слышны то легкое движение травы, то плеск воды и полуночные беседы. Герои вспоминают минувшие времена, и читателю открываются тайны удивительных перипетий их судеб.
С жизненными трудностями главной героине помогает справиться нравственная целостность, внутренняя ответственность и самоотверженность. Несмотря на пережитый голод, потерю близких и предательство, Медея не испытывает страха. В ней нет никакого недовольства, раздражения и ощущения безнадежности.
Ее образ, сотканный из внимания к людям и любви к жизни, умения прощать и принимать случившееся без иллюзий и прикрас, становится памятником поколению наших бабушек и дедушек. Тех, кто с мудростью принимал даже чуждое поведение другого. Тех, кто всеми силами создавал светлое будущее для потомков.
Страдания и бедствия для того и даются, чтобы вопрос "за что?" превратился в вопрос "для чего?", и тогда заканчиваются бесплодные попытки найти виновного, оправдать себя, получить доказательства собственной невиновности и рушится выдуманный жестокими и немилосердными людьми закон соизмерности греха с тяжестью наказания.
Главное правило
«Медея и ее дети» — это роман, который за рамками семейных перипетий и бытовых проблем таит в себе глубокие вопросы человеческого жития. Множество судеб и характеров переплетаются, создавая картину человеческих слабостей и талантов.
Автор раскрывает последствия поступков и личного выбора обычных людей в их обычной жизни. В гармонии и счастье жить суждено тем из них, кто способен на отдачу и сострадание к ближнему.
В настоящей жизни это и дает человеку ощущение полноты жизни, радости и удовольствие от взаимодействия с людьми, которые встречаются на пути, и огромную внутреннюю силу для преодоления самых сложных обстоятельств.
Медея не верила в случайность, хотя жизнь ее была полна многозначительных встреч, странных совпадений и точно подогнанных неожиданностей. Однажды встреченный человек через многие годы возвращался, чтобы повернуть судьбу, нити тянулись, соединялись, делали петли и образовывали узор, который с годами делался все яснее.
Статья написана с использованием материалов тренингов "Системно-векторная психология" Юрия Бурлана