Вторая часть концептуального текста, который я задумал после просмотра «Зелёной книги». И это не случайно. Фильм «Чёрный клановец» так же рассказывает о расовой сегрегации в 60-70-е, но использует для этого более тупые (или упрощённые) методы. Если картина Питера Фаррелли говорит о расизме на примере чернокожего музыканта из высшего общества, то здесь мы видим историю про чернокожего полицейского. Персонаж Джона Дэвида Вашингтона (сын Дензела Вашингтона) поступает на службу в полицию, после чего по телефону внедряется в Ку-Клукс-Клан и договаривается о встрече с представителем. Естественно, поехать сам он не может, поэтому отправляет своего еврея-напарника. Это необходимая сюжетная канва, которую вам нужно знать, чтобы лучше представлять картину происходящего.
«Черный клановец» – это не массовое кино и неудивительно, что оно прошло мимо глаз среднестатистического зрителя. Не уверен, что я заметил бы его без шести номинаций на Оскар. Ощущения после просмотра довольно противоречивые. На одной чаше весов лежит крепко сшитая лента с остроумными шутками, нетривиальной историей, хорошими актёрами, приятной музыкой и добротной картинкой; но дела обстоят иначе с противоположной чашей. Создаётся впечатление, что Спайк Ли в каждой строчке сценария пытается уколоть Дональда Трампа. Зритель то и дело становится свидетелем диалога, который заканчивается фразой "Make America Great Again!", мы видим отсылки к расистским высказываниям Трампа и присутствуем на собрании клуба чернокожих студентов. Так продолжается весь фильм: сначала пикеты чёрных с криками "Мочи белых!", а потом пикеты белых с криками "Мочи чёрных, евреев и азиатов! Мы арийская раса!" Не скажу, что это сильно напрягает во время просмотра, но постепенно ты понимаешь, что все персонажи – за исключением главных – абсолютно карикатурны и представляют из себя незамысловатую смесь глины и картона. А в уста этой глиняной массы вложены политически мотивированные фразы. Тогда и сюжет подсознательно начинает видоизменяться. Главные герои будто бы фигурки в настольной игре, которые уклоняются от попыток неуклюжих картонных человечков попасть игральным кубиком им в голову. Причём на одной стороне карты изображён "плохой" Трамп, а на другой – радужная и свободная Америка. Это кардинально меняет отношение зрителя к фильму. Он уже не так уверен в монументальной важности происходящего и наличии глобальной идеи под тканью политической пропаганды. Без сомнения, персонажи третьего плана играют фон, но в «Чёрном клановце» они играют откровенно тупой фон. К примеру, на первой же встрече Флипа (Адам Драйвер) с Ку-Клукс-Кланом мы слышим от одного из членов банды примерно следующее: "Что-то ты слишком любопытный. А не мусор ли ты часом?" Уже с порога зрителю крепко прилетает кирпичом по лицу, но на этом клише-ловушки, к сожалению, не заканчиваются. Такие нелепые моменты в фильме скрывает хороший юмор. Но, как вводится, осадок остался.
Рассмотрим положительные стороны. Как я уже говорил, в фильме много отличных шуток и хорошей музыки. Манера, простите, сторителлинга затягивает, а главные герои играют великолепно. Но не будем углубляться в критический анализ. Приятным сюрпризом стал Адам Драйвер, получивший номинацию на «Лучшую роль второго плана». К слову, неприязнь к нему у меня зародилась ещё после седьмого эпизода «Звездных войн». Но сначала роль в «Удаче Логана», потом в «Человеке, который убил Дон Кихота», а сейчас и в «Чёрном клановце» заставляет иначе посмотреть на его способности. В общем, неприязнь сменилась на симпатию.
В итоге впечатления остаются смазанными. Казалось бы, плюсов достаточно, но все они косметические (читай — поверхностные). А основные минусы находятся в корневище ленты. Буквально проказа, которая постепенно поражает румяную кожу прекрасной дивы. Агитационные фразы на уровне сценария и карикатурно-идиотические персонажы третьего плана не позволяют смотреть фильм с тем восторгом, какой возникал бы при отсутствии желания режиссера проводить параллель с современностью.