Найти тему
Синагога Петербурга

«Антисемитизм помог мне осуществить мечту»

Режиссер Юрий Горулев рассказывает о своих «еврейских» фильмах и планах

К Международному Дню памяти жертв холокоста в Синагоге прошел авторский показ документальных фильмов белорусского режиссера Юрия Горулева «Тростенец. Мы должны им память» и «Книга проклятий. Дневник Бениамина Берковича».

Юрий Николаевич Горулев
Юрий Николаевич Горулев

Первая картина рассказывает о памятном мемориале, открытом в белорусском местечке Малый Тростенец, который стал местом массовой гибели европейских, в основном австрийских евреев.

Эшелон с узниками
Эшелон с узниками

Их свозили сюда эшелонами и прямо из вагонов загоняли в машины-душегубки. Трупы выбрасывали в огромное урочище. Там же расстреливали пленных красноармейцев и уличенных в связи с партизанами.

-3

Второй фильм повествует о поисках следов автора найденного дневника, который вел вплоть до своей гибели некто Бениамин Беркович в гетто местечка Новогрудок.

-4

Дневник заканчивается обращением к выжившим евреям, особенно американским, не забывать и не прощать случившегося, его последними словами были: «Огромное проклятие всему человечеству!»

Юрий Николаевич согласился побеседовать с нашим корреспондентом.

- Как возникла идея снять фильм о Тростенце?

- В Минске на месте массового расстрела евреев в яме (так называемая Минская яма) в 2000 году был установлен мемориал - бронзовая скульптурная композиция «Последний путь».

Мемориал в Минске
Мемориал в Минске

Через несколько лет президент Беларуси А.Г. Лукашенко, выступая там на митинге в День памяти жертв холокоста, сказал, что это трагедия не только евреев, но и всех белорусов, на чьей земле происходили страшные злодеяния. Он призвал увековечить память о погибших и создать на местах их гибели мемориалы. Так всплыла жуткая история Тростенца, где с 1941 по 1944 годы в урочище Благовщина в общей сложности было уничтожено около 150 тысяч человек, в основном свезенные сюда еврейские семьи из Австрии, Германии, Чехии и Польши. По заданию президента, Министерство культуры Беларуси объявило конкурс по разным направлениям подготовки к строительству мемориала, в том числе на создание фильма о происходившей в Тростенце трагедии.

Мемориал в Тростенце
Мемориал в Тростенце
Мемориал в Тростенце
Мемориал в Тростенце

Этот конкурс выиграла наша съемочная группа и получила заказ на производство фильма продолжительностью 39 минут. Лента создавалась в сжатые сроки, поскольку должна была быть сдана до конца 2015 года. Имея в запасе менее четырех месяцев для съемок и жесткий регламент продолжительности картины, мы не смогли вместить весь накопленный фактический и духовный материал на тему Холокоста. Результатом стал выпуск следующего фильма «Книга проклятий. Дневник Бениамина Берковича».

Дом в Новогрудке
Дом в Новогрудке

- Охотно ли люди соглашались участвовать в сьемках?

- Не просто соглашались, а активно шли навстречу, щедро делились накопленным материалом, не жалели своего времени для этого. В Тростенецкой средней школе действовал мемориальный клуб, где школьники вместе с учителями несколько лет опрашивали и записывали воспоминания умерших уже на момент нашей съемки местных очевидцев. По этим воспоминаниям была составлена Книга памяти, нам предоставили аудио- и рукописные записи бесед. А создатель венского общества «Инициатива Мальвина» Вальтрауд Бартон, потерявшая в Тростенце часть своей семьи, показала нам установленные по ее личной инициативе возле жилых домов памятные камни с именами увезенных отсюда на смерть.

Вальтрауд Бартон
Вальтрауд Бартон

Неустанно работая с архивами, Вальтрауд собрала уже более 10 тыс фамилий погибших. Это именно ее выражение: «Мы должны им память».

Погибшие родственники Вальтрауд
Погибшие родственники Вальтрауд

В числе убитых австрийских евреев оказались и родственники супруги нынешнего президента Австрии Дорис Шмидауэр. Запоминающейся была съемка интервью с берлинским немцем историком Паулем Колем, который, вытирая слезы, рассказывал, как он решил сразу после перестройки приехать в Белоруссию на место злодеяний его соотечественников. Кстати, на строительство мемориала в Тростенце собрали деньги жители всех немецких земель, откуда депортировали евреев на смерть.

-11

- Какие моменты работы над фильмом особенно запомнились?

- Вальтрауд Бартон очень кинематографичный человек, снимать ее было одно удовольствие. Она эмоциональна, импровизирует, моментально подхватывает условия игры. В картине есть момент, когда Вальтрауд показывает нам камни с именами погибших евреев на мостовой. В это время в кадре появляется идущий из школы мальчик-первоклассник арабской внешности. Она тут же поворачивается к нему и начинает с ним разговаривать, спрашивает, понимает ли он, чьи имена высечены. Так у нас появилась эта живая сцена.

Или советник по культуре из посольства Беларуси в Вене, опекавший нас, совсем молодой человек вдруг спросил: «А хотите посмотреть вокзал, откуда уходили в Тростенец эшелоны с евреями? Там почти ничего не изменилось.» И, хотя первоначально этого не было в сценарии, мы сняли, на мой взгляд, одну из сильных сцен именно на этом вокзале.

Большое впечатление на всю съемочную группу произвел Берлинский мемориал, на фоне которого мы записывали, сидя в кафе напротив, монолог того самого берлинского историка.

- Был ли материал, не вошедший в фильм и почему?

- Вальтрауд Бартон, собравшая обширный материал, в том числе воспоминания коренных венцев о тех событиях, рассказала о таком чудовищном штрихе, запомнившемся очевидцам: эшелоны формировались по заранее составленным спискам. Если при погрузке во время переклички оказывалось, что хоть один человек из списка отсутствует, то эшелон задерживали. В это время полицейские бегали по городу, разыскивая пропавшего. Если не удавалось его найти, то хватали первого попавшегося однофамильца и тащили в вагон. Только после полного укомплектования состав трогался.

-12

К сожалению, не вошли в фильм эпизоды с тростенецкими школьниками, увлеченными поисковой работой.

Роща у расстрельного урочища
Роща у расстрельного урочища

Пауль Коль, тоже собравший немалый материал о Тростинце, рассказал о гибели большой группы людей, особенно ужасной потому, что избавление было так близко. Когда части Красной Армии уже вошли в село, отступавшие фашисты закидали гранатами подземный бункер, набитый узниками, которых не успели расстрелять. Многотонная крыша рухнула и заживо погребла несчастных.

-14

Не вошел материал о партизанском отряде братьев Бельских. В его составе воевали около полутора тысяч евреев, многие из которых бежали из Минского гетто. В советской истории замалчивался факт, что был негласный приказ командирам партизанских отрядов не брать евреев. Многие, избежавшие вначале смерти в гетто, были повторно отправлены на гибель. И только Бельские целенаправленно принимали их в отряд.

Конечно, главная причина, по которой эти материалы не были вмонтированы в картину - нехватка экранного времени, жестко лимитированного госзаказом. Именно по этой причине сразу возникла идея создания второго фильма.

- Что для Вас тема холокоста? Есть ли еврейские корни в семье?

- Мой папа - известный белорусский писатель Николай Александрович Горулев, участник Великой Отечественной войны, заканчивал институт в Могилеве уже под бомбами.

Мама - Мария Григорьевна Коган, так что я галахический еврей. В Израиле у меня много родственников: тетя, дядя, двоюродные сестры и их семьи.

Наша семья не была религиозной, но всегда относилась с большим уважением к истории и культурному наследию обоих народов. Папа обладал сильным голосом, был солистом хора, в свое время его приглашали учиться в консерваторию. Он прекрасно пел на идише народные песни, и его частенько приглашали выступить на еврейских свадьбах. И хотя из маминых ближайших родственников в Холокосте, к счастью, никто не погиб, эту трагедию наша семья всегда несла в своем сердце.

- Почему Вы решили показать свои фильмы в Петербурге? Что Вас связывает с нашим городом?

- О, это город моей молодости! Я закончил в Минске школу с золотой медалью и грезил кино. Изначально мечтал поступить на операторский факультет ВГИКа. Но, по условиям набора, необходим был трехлетний производственный стаж. Мой мудрый папа посоветовал поступать в ЛИКИ на - звукорежиссерский факультет, убедив меня в близости этих киношных профессий. Со второго курса института я был призван в армию. В то время срок срочной службы был 3 года. Почти все их я отслужил в 30 километрах от Дрездена в ракетных войсках. А в нескольких десятках километров от нас стояли подразделения армии США. В редкие наши увольнительные в город мы, всегда марширующие строем, встречали американских парней, свободно разгуливающих по улицам и, конечно, им завидовали. Об этом я снял фильм «Проигранная история. Возврашение в Бисшофсверду.»

В армии я вступил в партию и, когда вернулся к учебе, активно включился в общественную работу. После окончания института меня пригласили на должность второго секретаря Фрунзенского райкома КПСС. Партийная жизнь не оставляла времени для сантиментов, и все реже напоминала о себе юношеская мечта о кино.

- Как же Вы все-таки стали режиссером?

- Как я говорю, антисемитизм помог мне осуществить мою мечту. Через четыре года работы в райкоме партии меня направили на учебу в Высшую партийную школу, но документы вернулись с отказом. В анкете, конечно, были вопросы о национальности родителей. Меня пригласил первый секретарь райкома и, потупив глаза, признался, что именно национальность матери послужила причиной отказа. Мне предложили на строящемся огромном свиноводческом комбинате должность освобожденного секретаря партийной организации. И тут моя мечта вновь воскресла. Я отказался и уехал в Минск. Там, несмотря на свой возраст за тридцать и предыдущие регалии, поступил на студию «Беларусьфильм» ассистентом оператора, хотя начальник отдела кадров киностудии пытался отговорить меня от этой работы «на побегушках».

Операторский этап творчества
Операторский этап творчества

Но мне довольно быстро дали в руки камеру, а через два года я все же поступил во ВГИК на заочное отделение операторского факультета.

В качестве оператора, прикомандированного к студии «Мосфильм», я снимал Олимпиаду-80. Потом был Спитак, война в Таджикистане, где мы снимали с моим близким другом режиссером Аркадием Рудерманом документальный фильм о гражданской войне и межнациональной розни.

-16

Одну ночь проводили на одной из воюющих сторон, а на другую - брали интервью у их врагов. Там случилась страшная авария. Машина, на которой ехала наша съемочная группа, перевернулась и полетела в карьер. Аркадий погиб. Мне пришлось «подхватить знамя», чтоб закончить картину. Так с 1993 года я стал заниматься режиссерской работой.

-17

- А какие впечатления у Вас остались от показа в Синагоге?

- Скажу честно, я обалдел от количества пришедших на встречу, организованную Культурным центром Синагоги и лично Милой Мельниковой. Думал, в зале будут несколько случайно забредших зевак, а увидел полный аншлаг и неподдельный интерес к себе и своему фильму.

А еще меня мистифицировало фотоизображение Стены плача во дворе Синагоги. Перед показом я подошел к окну и увидел раздетых детей, которые стояли там. На улице был приличный мороз, и я недоумевал, неужели они не замерзли, решил, что ходить в таком виде им предписывает вера. Когда я задал этот вопрос организаторам встречи, то они сначала не поняли меня, а потом, смеясь, сказали, что это всего лишь фото.

- И традиционный вопрос: Ваши планы?

- У меня есть мечта: снять фильм о боевых полковниках - минчанах Ефиме Давидовиче, Льве Овсищере и о подполковнике Науме Альшанском. Каждый год в День Победы они приходили к мемориалу памяти евреев, погибших в Холокосте. Мемориал был создан опальным скульптором, и в 70-е годы советская власть начала преследовать этих трех несгибаемых, мужественных людей, не желавших отказываться от важной для них традиции. Но Давидович, Овсищер и Альшанский не сдавались, более того - подали документы на выезд в Израиль... Мне уже немало лет, я хочу успеть снять об этих незаурядных людях кино. Но, к сожалению, моя мечта упирается в вопрос финансирования. Может быть в вашей общине найдутся люди, которые захотели бы проспонсировать съемочный процесс? Тогда мы все вместе смогли бы увековечить их имена. Я уверен, как и всем погибшим в Холокосте, «мы должны им память».

-18

Елена Севенард