Различие вообще содержит обе свои стороны как моменты. В разности они безразлично распадаются, в противоположности они определяются друг через друга. Здесь они тоже моменты, но они и безразличные друг к другу и исключающие друг друга: они самостоятельные рефлективные определения, они определены также и в самих себе. Одна сторона есть положительное, другая же – отрицательное, но первая как положительное в самом себе, а вторая – как отрицательное в самом себе. Безразличной самостоятельностью каждое в отдельности обладает благодаря тому, что содержит в самом себе соотношение со своим другим моментом.
Таким образом, оно есть вся замкнутая внутри себя противоположность в целом. Как такое целое каждое опосредствовано с собой своим иным и содержит это иное. Но оно, кроме того, опосредствовано с собой небытием своего иного. Таким образом, оно для себя сущее единство и исключает из себя иное. Так как самостоятельное рефлективное определение исключает другое в том же отношении, в каком оно содержит это другое (и потому оно самостоятельно), то оно, обладая самостоятельностью, исключает из себя свою собственную самостоятельность, ибо последняя состоит в том, чтобы содержать в себе свое другое определение и единственно лишь благодаря этому не быть соотношением с чем-то внешним. Но столь же непосредственно эта самостоятельность состоит в том, чтобы быть самой собой и исключать из себя свое отрицательное определение. Самостоятельное рефлективное определение есть, таким образом, противоречие.
Различие вообще уже есть противоречие в себе, но оно есть единство моментов, которые не есть одно и разъединение таких, которые разъединены в одном и том же отношении. Но положительное и отрицательное – это положенное противоречие, ибо как отрицательные единства они сами суть полагание самих себя и полагание своей противоположности. Каждое из них исключает себя в самом себе: положительное есть противоречие, так как отрицая отрицательное, оно становится отрицательным чего‐то, то есть тем иным, которое оно из себя исключает. Отрицательное состоит в том, чтобы быть тождественным с собой в противоположность тождеству и исключает себя из самого себя. Следовательно, отрицательное – это целое (как опирающееся на себя противоположение), не соотносящееся с иным различие. Отрицательное исключает из себя тождество, а значит исключает само себя, ибо как соотношение с собой оно определяет себя как тождество, которое оно исключает.
Разрешение противоречия
В противоречии положительное и отрицательное снимают каждое в своей самостоятельности самих себя. Каждое из них есть переход (или превращение себя) в свою противоположность. Это непрерывное исчезание противоположных моментов в них самих есть ближайшее единство, возникающее благодаря противоречию. Это единство есть нуль.
Но в противоречии содержится не только отрицательное, но и положительное. Таким образом, результат противоречие не есть только нуль. Исчезает лишь положенность самостоятельности.
Разрешённое противоречие есть основание, сущность как единство положительного и отрицательного.
Положительное и отрицательное в противоречии не уходят только в нуль, потому что они есть единство – нечто третье. Треугольнику, чтобы найти себя как фигуру, был нужен квадрат. И наоборот. Но оба они сняты как фигура. У нас не остался нуль, осталась фигура.
Единство с самим собой появляется благодаря тому, что каждый из самостоятельных противоположных моментов снимает сам себя и делается своим иным, стало быть, исчезает в основании, но в этом исчезновении сливается с самим собой, следовательно, в своей гибели, то есть в своей положенности или в отрицании есть скорее лишь рефлектированная в себя, тождественная с собой сущность. Сущность есть ставшее, разрешённое противоречие.
Окружающий мир состоит из сущностей и каждая из них есть результат разрешения противоречий. Всё течёт, всё меняется.