Последние американские санкции против ОАК и «Ростеха» остановили загрузку композиционных материалов для изготовления крыльевых консолей и секций хвостового оперения самолёта МС-21. Эти композиты поставлялись из Японии и США, но компании были вынуждены под давлением из Вашингтона прекратить их отправку.
Руководитель «Ростеха» Сергей Чемезов сообщил, что массовые поставки пассажирского воздушного судна МС-21 будут отложены на конец 2020 года, кроме того, по его же словам объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) требуется модернизация производства, на что необходимо выделить дополнительно 250 млрд рублей.
Глава отдела аналитики агентства «Авиапорт» О. Пантелеев говорит, что в сложившейся ситуации санкционные ограничения были наложены на предприятие «Аэрокомпозит», непосредственно занимавшегося изготовлением изделий из композита для пассажирского самолёта МС-21. Теперь ОАК ускорит диалог с производителями продукции предприятиями «Росатома», где уже созданы образцы материалов, которые в настоящее время проходят соответствующие тесты.
Когда российский лайнер представляли широкой публике, было заявлено, что он будет работать на маршрутах протяжённостью около 6 тысяч км и предполагалось – этот самолёт создаст конкуренцию А320 и Boeing 737. На данный момент уже три опытных образца проходят лётные и сертификационные испытания, летом в них будет задействован и четвёртый экземпляр лайнера.
И Суперджет 100 и МС-21 собраны из комплектующих, имеющих иностранное происхождение и поэтому глава редакции журнала «Авиатранспортное обозрение» имеет другое мнение:
«Идея что-то делать исключительно из отечественных комплектующих глубоко порочная. В мировом авиастроении так не делают. Boeing – это не американский самолёт, Airbus – это не европейский самолёт. Комплектующие и для того, и для другого делают по всему миру, и большое количество стран в этом участвует.
Изначально концепция создания МС-21 базировалась на развитии довольно широкой международной кооперации. Но, изначально предлагалось, например, по двигателям два варианта: один российский, один американский, что тоже очень правильно. И для того, чтобы сделать конкурентоспособный на мировом рынке продукт, не нужно было использовать исключительно российские технологии, создание конкурентоспособных продуктов более перспективно, чем концепция создания какого-то импортозамещения. То, что сейчас это происходит, конечно, беда, получается, что санкции ведут к тому, что нас выжимают с мирового рынка».
Очевидно, что это точка зрения типичного либерала, который, в конце концов, соглашается, что российские самолёты подвержены санкциям и получается импортозамещение в данном случае единственный выход из создавшегося положения. Так не надо надеяться, что кто-то будет производить эти материалы и продавать нам, а США останется в стороне и не наложит ограничения, чтобы отодвинуть в сторону предполагаемого конкурента.
На сегодняшний день подписано соглашений на производство 315 пассажирских лайнеров, из них на 175 контрактов получена предоплата, но судьба их недостаточно определённа, поскольку неизвестно, оговорены ли в них санкционные ограничения.