Найти тему
Юлия Руденко

С ОДНОЙ ЖИВУТ, ДРУГУЮ ЛЮБЯТ…

Взяв в руки книгу «Верный муж» Марии Метлицкой, я предполагала, как обычно, прочесть очередную сказочную историю любви, каких в жизни не встречается. Каково же было мое удивление, когда я обнаружила… настоящевость. Попирая все принятые нормы счастливых хэппи-эндов женских романов, Мария Метлицкая выстраивает повествование от обратного: от счастья к разочарованию. Именно так происходит со всеми влюбленными в реальности: сначала они слепо восхищаются достоинствами своего партнера, а затем начинают подмечать в нем «грешки».

Обложка книги.
Обложка книги.

Героиня повести «Верный муж» Надя — супруга средне-обеспеченного мужчины. И этим все сказано. Она занимается только мужем и дочерью. Создает им уют и комфорт. Автор показывает это читателю как работу. Надя именно работает на своего мужа и дочь. Поэтому, когда дочь выходит замуж за иностранца и эмигрирует, а муж умирает, Надя несколько дней впервые за десятки лет наслаждается «ничего-не-деланием». Она впервые разрешает себе быть собой — семейная миссия ею была выполнена на отлично, теперь можно и расслабиться. Однако, счастье покоя длилось не долго. Решив разгрести хлам на антресолях и сделать ремонт, Надя натыкается на влюбленные письма мужа другой женщине. Прочитывая листок за листком, женщина все больше погружается то в самобичевание и ревность, то в ненависть и мстительное кромсание свитера, которая связала ее мужу та… другая… любимая…

По сути Метлицкая противопоставляет в романе два типа женщин. Таких, как Надя, которые верно служат мужьям, буквально встречая тех у порога с тапочками. И таких, как некая Минц, которую любят, которой восхищаются десятки, сотни, тысячи мужчин тайком от своих жен. Сказать по правде, мне довелось побывать в обеих ипостасях. С той лишь разницей, что мои супруги живы и здоровы. Сейчас пытаюсь совместить роль первую со второй. Интересно, удалось ли кому-нибудь подобное?

Вообще, прием романа в письмах конечно же не нов. Ярким представителем данного жанра считаю «Не верю. Не надеюсь. Люблю» Сесилии Ахерн и «Одиночество в сети» Януша Вишневского. Да что далеко ходить — я сама использовала его в «Роковом глиссандо».

Метлицкая, правда, вводит письма не сразу. И получается словно бы роман в романе. Вот вроде у героини все размеренно как у всех, и вдруг… обнаруживается любовь. Сквозь замочную скважину. Да, ее муж никогда не говорил ей о любви. Он говорил о любви другой женщине. И обида гложет Надю: столько лет муж ее просто использовал! Но нигде далее я не нахожу, чтобы Надя сама говорила мужу о своей любви. Она думает, что любила его, но никогда не признавалась в своих чувствах. Так что, по-моему, эта парочка стоила друг друга. Они жили вместе и играли в молчанку. А сколько таких семей в нашей стране — благополучных внешне? Подумать страшно.

Почему страшно — спросите вы? Да потому что не воспринимается брак — как постепенное открытие внутреннего мира друг друга. Мужчины женятся для удобства быта. Женщины выходят замуж для статуса в обществе: мол если жена, то априори не шлюха. Итог таких браков: мужья теряют головы в объятиях любовниц, жены погружаются в депрессию, тщательно скрываемую от друзей-подруг. Потерянное время… Потерянные годы… Потерянная жизнь…