Крымский троллейбус сам по себе история и легенда. Знаменитые "Шкоды" стали визитной карточкой полуострова и Ялты. Шутка ли, протяжённость маршрута в разные года чуть-чуть не дотягивала до ста километров.
При этом в несколько в стороне от этого оказались Центральные троллейбусные ремонтные мастерские (ЦТРМ) где в конце 60-х в рамках капитального ремонта сделали вот такой интересный экземпляр экскурсионного троллейбуса. Его запустили на линию Аэропорт Центральный — Ялта. Надо сказать, что в те годы, 1967-1973-й годы не все участки маршрута были электрифицированы, к тому же в некоторых случаях экскурсия должна была съезжать на второстепенные грунтовки, чтобы подвезти туристов поближе к какой-либо достопримечательности, и для этого в троллейбусе были установлены дополнительные аккумуляторы повышенной ёмкости. Вообще, объём работ над ремонтируемым троллейбусом был так велик, что все 5 машин получили свой собственный индекс "Шкода 9tr "Э"(Экскурсионный).
Крышу троллейбусов подняли на 14 сантиметров, при этом у двух машин боковые скаты крыш сделали стеклянными. Створчатые автоматические двери заменили распашными, с электромагнитными замками. Кстати, из-за приподнятой крыши в парковочном состоянии штанги токоприёмников полностью убирались в специальные ниши. А подвижная башенка, к которой они крепились не выходила за общий габарит по высоте.
Именно в таком виде Дмитрий Гресов и изобразил эту красивую машину. К сожалению, в эксплутации они пробыли недолго, всего пять лет и потом их ремонтировать не стали, а сдали в металлолом в виду полного износа конструкции, а в том же 1973-м были закрыты и экскурсионные троллейбусные маршруты Ялты.
Остались только редкие чёрно-белые фотографии, по которым Дмитрий и воспроизвёл внешний вид троллейбуса "Шкода 9tr "Э".
1