Князя Ярослава Мудрого в отечественных исторических источниках не зря называли «тестем Европы». Одна из черт его внешней политики – заключение многочисленных браков между своими ближайшими родственниками и правителями европейских государств. В их числе особое место занимает союз его младшей дочери Анны Ярославны и французского монарха Генриха I.
Скажем прямо, молодую княжну ожидала не самая достойная партия: брак вообще не должен был состояться. Мужем Анны должен был стать третий цесарь Священной Римской империи, однако он внезапно отказался от брака. А Генрих, напротив, был слишком настойчив. Кроме вполне очевидных причин его желания жениться на русской княжне, ее красоты, ума и решительности, были и другие: монарху официально запретили брать в жены принцесс европейских государств, т.к. все они приходились ему хоть и дальними, но родственницами. Именно поэтому французский король не постыдился отправить послов в Киев аж два раза.
Но это еще цветочки! Мы не будем приводить здесь отрывки писем Анны Ярославны отцу, поскольку их подлинность вызывает сомнения. Но в том, что Генриху во многом пришлось идти на уступки молодой королеве, сомневаться не приходится. Именно она настояла на том, чтобы одного из сыновей назвали диким для европейца именем Филипп, впервые в истории вместе с королем подписывала все государственные документы, специально для нее устраивали различные увеселения. В мастерстве охоты французской королеве не было равных.
С 1054 года об Анне практически ничего не слышно. Известно только, что в это время она активно занималась строительством монастырей и оказывала различные милости своим подданным. Сохранилось даже хвалебное письмо папы римского Николая II французской правительнице:
Слух о ваших добродетелях, восхитительная дева, дошёл до наших ушей, и с великою радостью слышим мы, что вы выполняете в этом очень христианском государстве свои королевские обязанности с похвальным рвением и замечательным умом.
После смерти мужа в 1060 году она совместно с Бодуэном Фландрским стала регентом при малолетнем сыне Филиппе, а вскоре, скорее всего, вышла замуж за Рауля де Крепи, которого, в отличие от первого супруга, любила всем сердцем. Брак получился скандальным, но влюбленным все было нипочем, да и народная любовь никуда не исчезла: во Франции русскую княжну помнят и любят до сих пор.
Вам может быть интересно:
Какие секреты хранит шапка Мономаха
Вся правда о кровавом Крещении
7 вопросов к княгине Ольге