Ниже – перевод поста Mercy Harper, APQC, от 16 июля 2018 года. Уже публиковал что-то раньше по поводу карт знаний, но тут – целое руководство.)))
«Карта знаний – один из наиболее мощных инструментов управления знаниями (KM). Карта знаний - это визуальное представление интеллектуального капитала организации. С его помощью заинтересованные стороны могут точно определить, где находится критическое знание, как оно проистекает, и где есть какие-либо барьеры или пробелы. Это помогает компаниям сосредоточить ресурсы на наиболее опасных с точки зрения рисков знаниях, и на наиболее перспективных знаниях.
В APQC мы видели, как организации извлекают огромную пользу из картирования знаний.
- Bechtel использовала его для превращения профессионалов среднего звена в новое поколение экспертов.
- Научно-исследовательский, конструкторский и Инженерный центр вооружения армии США использовал его для ускорения проектов в области управления знаниями и управления информацией.
- В компании Goodyear Tire & Rubber Company его использовали, чтобы сократить время на повышение квалификации для новых сотрудников.
- Transpetro использовала его для выбора наиболее подходящих КМ-подходов для каждого из своих направлений бизнеса.
- Trianz использовала его, чтобы начать новую общекорпоративную программу по управлению знаниями.
Но как компании создают карты знаний? Это проще, чем вы думаете. Для четырех из пяти организаций, указанных выше, единственным инструментом является тот, который имеется почти в каждой организации: Microsoft Excel. Весь процесс условно можно разделить на четыре основных этапа.
1. Определение областей знаний. Если они у вас есть, то карты процессов – отличное место, чтобы начать поиск областей знаний, которые следует отобразить. В противном случае начните с того, что узнайте у руководителей и менеджеров о том, какие знания нужны людям для выполнения работы в своих областях. Это поможет вам определить, с кем вам нужно поговорить, чтобы завершить карты.
2. Проект карты знаний. APQC предлагает загружаемые шаблоны картирования знаний (ссылку можно найти в оригинальном блоге). Используйте шаблон для сбора информации от экспертов, владельцев процессов или групп, которые обладают информацией о нужных областях знаний.
3. Оценка рисков и определение возможностей. Проанализируйте карты вместе со всеми заинтересованными участниками, чтобы определить наиболее важные знания, риски потери знаний, барьеры обмена знаниями и пробелы в знаниях.
4. Действуйте, как наметили! Используйте информацию карты для фиксации проблем со знаниями, выберите наиболее подходящие КМ-инструменты для конкретных групп и областей знаний, и улучшите обмен знаниями в бизнесе.
Начните сегодня с этой бесплатной статьи
Ограниченное время APQC предлагает бесплатно для членов и не членов Adapting Knowledge Mapping Templates to Your Needs (https://www.apqc.org/knowledge-base/documents/adapting-knowledge-mapping-templates-your-needs). В этой статье объясняется, как организации с передовой практикой адаптируют шаблоны картирования знаний в соответствии со своими целями и условиями для знаний. В статье также предлагаются советы по адаптации шаблонов для вашей организации.»
Ну, как-то так… Скачайте статью, - посмотрите сами на примеры других компаний и прикиньте, насколько это может быть интересно вашей компании. Проверял недавно - еще доступна.)))
Что можно в целом сказать о картировании, своими словами. Если картировать все и вся - никто вам спасибо не скажет. Вот реально: "Кто создает? Кто отвечает? Где хранятся? Кто использует? Кому может пригодиться?" и т.п. Попробуйте прийти к своему руководителю и предложить "провести картирование знаний своего подразделения". Что он ответит? Поэтому, я бы ограничился только теми знаниями, которые наиболее важны для компании, отдела или для конкретных людей - вас.
С другой - сегодня модной темой стала цифровая трансформация. Несмотря на нормальный скептицизм нормальных людей в отношении цифры, именно картирование может стать краеугольным камнем развития новых прорывных "цифровых платформ". Ведь что нам надо, по простому, для решения наших задач? Привлекать людей, которые способны решить эти задачи с приемлемым качеством, за разумные деньги и в разумные сроки. А как найти таких людей? Вот и формируйте цифровую платформу для поиска людей, обладающих необходимыми компетенциями. А уж сформировать из них команды, работающие в рамках общего проекта - дело техники.
Первая ласточка уже анонсирована - посмотрим, насколько она приблизится к реальной платформе, на которой можно собирать реальные команды реальных профессионалов для решения реальных задач реальных компаний. Зачем я столько слов-паразитов вставил? Сам не знаю.
Владимир Баронов